Корея - страна древней, самобытной цивилизации. Ей принадлежит почетное место в культуре Востока. Она не только дополнила и обогатила многими новыми гранями его художественную жизнь, но и дала человечеству целый ряд творений непреходящей ценности, ставших  неразрывной частью классического наследия мирового искусства.

Искусство Кореи до недавнего времени было изучено далеко не столь тщательно, как искусство Китая и Японии. Это имело свои причины. Цветущий край, изобилующий природными богатствами, золотом,  самоцветами, издавна привлекал внимание многочисленных завоевателей. Корейская цивилизация не раз оказывалась прерванной  опустошительными войнами, стиравшими с лица земли города, а вместе с ними уничтожавшими и все культурные ценности. До сих пор  неисследованными остаются целые этапы, а  безвозвратность исчезнувших  памятников прошлого порождает  отрывочность представлений об общих художественных процессах,  определивших жизнь корейского народа в эпоху древности и средневековья.  Однако даже те сведения, которыми в настоящее время располагает наука, показывают, насколько высокой и оригинальной была культура,  Сложившаяся на протяжении тысячелетий на Корейском полуострове.

Искусство и архитектура Кореи формировались в тесном  взаимодействии с культурами многих народов и государств Азии. Значительную роль в исторических судьбах корейского народа сыграло особое географическое положение страны.

Занимающий восточную часть Азиатского континента и омываемый с трех сторон морями, Корейский полуостров явился связующим звеном между огромным материковым миром и миром тихоокеанских островов. И если в период древности окраинное положение страны  способствовало ее сравнительной изолированности, то в период мощного подъема раннефеодальных государств дальневосточного ареала на долю Кореи выпала миссия передачи своеобразной культурной эстафеты не только с Запада на Восток, но и с Севера на Юг. Она сыграла  чрезвычайно важную роль в том гигантском круговращении идей и знаний,  которое совершалось в это время во всем мире, став своего рода посредником между находившимися в  расцвете древними китайскими государствами и пробуждавшимся к жизни молодым государством  Японии. Вовлеченная на рубеже и в первых веках новой эры в орбиту мировой культуры, оказывавшая влияние на развитие соседних стран, Корея одновременно вбирала в себя идеи и образы, сложившиеся у народов Центральной и Северо-Восточной Азии, у народов, обитавших к западу от Китая. Она вступала в непосредственные контакты с Индией, приобщаясь через нее к миру античной цивилизации. Из многих элементов, наслаивавшихся на самобытную основу корейской культуры, которую составляли местные обычаи, верования, фольклорные представления, постепенно образовался органический сплав, сложился мир образов, сюжетов, выделился круг  ведущих видов и жанров искусства, становившихся на каждом новом этапе средневековья выразителем идеалов своего времени.

Естественно, что на протяжении многих веков весьма интенсивными были связи с Китаем. Через Китай в Корею проник буддизм вместе с разработанной системой образов и иконографических канонов, из  Китая пришли этические нормативы конфуцианства, даосские пантеистические идеи. Но хотя Кореей были восприняты принципы китайской письменности, многие архитектурные приемы и методы живописи тушью, усвоение чужих идей не приняло характера механических заимствований. Эстетические  нормативы, взятые извне, были, скорее, знаком типологической близости стран, принадлежавших единому культурному региону. Они служили как бы исходной базой для многообразных собственных творческих решений; попадая в другую историческую обстановку, они обретали иной смысл, иную выразительность и соотнесенность со всем местным жизненным окружением. Зодчество, скульптура, декоративные ремесла и живопись Кореи обладают своей неповторимой национальной спецификой. Немаловажную роль в  формировании образного сознания и поэтического мышления корейского народа сыграли особенности яркой и изобилующей красотами природы, с мощными горными хребтами, покрытыми цветущими растениями, с просторными долинами и полноводными реками, водопадами и таинственными ущельями, с бархатистой красноземной почвой, сочной и обильной зеленью трав и деревьев.

В своем историческом развитии Корея пережила ряд важнейших  этапов, единых со всем человечеством и в то же время отмечающих вехи в ее собственном культурном созревании. Подобно другим древним народам, она прошла первобытнообщинную стадию, а до вступления в эпоху феодализма пережила, по-видимому, этап рабовладения. Древнейший и древний периоды с их хронологическими границами, характерными признаками социально- экономического строя можно восстановить лишь в общих чертах.

Наиболее изученная история корейского искусства начинается с  периода раннего средневековья. Феодальная эпоха, обнимающая гигантское временное пространство – примерно с первых веков новой эры до конца XIX века, - время, когда формируются основные закономерности корейской культуры, складываются и приобретают завершенность ее художественные традиции и стилистические признаки. Огромную, затяжную и неоднородную эпоху средневековья, ознаменовавшуюся рядом спадов и подъемов в развитии страны, условно принято расчленять на три крупных периода, наиболее значительных с точки зрения идейных и общекультурных  преобразований. Это ранний период (приблизительно от первых веков до н. э. вплоть до VIII - IX вв.) - время сложного и длительного перехода от  древности к средневековью, на протяжении так называемого периода трех государств, завершившегося в VII веке единением страны под властью государства объединенное Силла; период развитого средневековья (Х-XVI вв.), явившийся временем кристаллизации основных достижений средневековой корейской культуры, и период перехода от позднего средневековья к новому времени (XVII - середина XIX в.), в который Корея вступила после страшной и разрушительной  отечественной Имджинской войны с Японией (1592-1598).

Однако каждый из перечисленных периодов не был однозначным в сложном процессе становления и развития корейского феодального искусства, включая в себя более дробные временные отрезки, на протяжении  которых тот или иной вид творчества, выдвигаясь в единой системе  сложившихся традиций, переживал свою кульминацию, достигал высокой завершенности.

Характерные для средневекового этапа поиски выражения  взаимодействия сил вселенной на раннем этапе ярче всего воплотились в  росписях и архитектурном облике подземных погребальных ансамблей. В VII-X веках немаловажную роль в представлении о единстве и гармонии мира сыграло утверждение и расцвет в Корее учения буддизма, способствовавшего рождению мощных архитектурно-пластических синтетических комплексов буддийских монастырей, скульптурные образы которых воплотили в себе восточный идеал красоты, душевного равновесия, милосердия и мудрости. В XI-XIV веках, когда идеи ортодоксального буддизма сменились более сложными и широкими миропредставлениями, идеалы красоты нашли свое гармоническое воплощение в произведениях  гончарного искусства - прославленных корейских селадонах, в гармоничной слитности с природой горных храмов и стройных пагод. Характерные признаки культуры XV-XVI веков - времени, когда после освобождения от монгольского ига вновь укрепляется феодальная власть, сконцентрировались в торжественной праздничности городских дворцовых ансамблей. А особенности искусства позднего средневековья воплотились с наибольшей полнотой в живописных свитках художников XVII-XVIII веков, как бы  открывших и по-новому осознавших красоту и значительность природы  своего отечества, равно как и в драгоценных изделиях художественного ремесла.

Общий художественный уровень корейского средневекового  искусства оставался чрезвычайно высоким вплоть до середины XIX века, когда его поступательное развитие было приостановлено проникновением в страну иностранных держав и началом колониального закабаления страны.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Начало цикла статей по истории искусства Кореи здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100