Количество памятников наскального искусства в Индии очень велико. В данной статье автор остановится на описании наиболее известных из них.
- Райгарх
Данный комплекс включает восемь памятников с наскальными рисунками. Он расположен рядом с городом Райгарх (штат Мадхья Прадеш). Его самыми крупными памятниками являются Синганпур и Кабра Пахар. При этом некоторые памятники этого комплекса до сих пор не исследованы (Mathpal Y., 1984 (b), P. 14).
Синганпур. Это памятник был открыт Перси Брауном в 1917 году, в трудах А. Н. Дутты, М. Гхоша и Д. X. Гордона (Mathpal Y. 1984 (b), P. 14; Gordon D. H., 1960, P. 103) есть детальная информация о нем. Расположен он в 5 километрах северо-западнее железнодорожной станции Нахарпали. Изображения данного памятника считаются одними из старейших в Индии. Это в основном охотничьи сцены, олени, тигры и «обезьянолюди». Чаще всего рисунки выполнены красной охрой, темно-красной и, значительно реже, оранжевой красками. Интересно, что на данном памятнике не выявлено ни одного палимпсеста, что для Индии является большой редкостью.
Кабра Пахар. Данный памятник расположен в 16 километрах северо-восточнее Райгарха, рядом с деревней Бхаджарапали. Первое описание Кабра Пахар дал А. Н. Дутта, а позднее - Д. X. Гордон (Mathpal Y., 1984 (b), P. 14; Gordon D. H., 1960, P. 103). Его рисунки расположены на высоте от 3 до 6 метров от земли, они представляют собой стилизованные изображения животных и людей, а также несколько символов. Выявлено несколько палимпсестов. В основном изображения нанесены темно-красной краской, также встречаются различные оттенки розового цвета. Большая часть рисунков относится к эпохам неолита и халколита (Pandey S. К., 1993, Р. 125).
- Хозхангабад
Является одним из крупнейших комплексов памятников наскального искусства в Индии. Некоторые исследователи выделяют в его составе комплекс Пачмархи (Brooks R. R. R., Wakankar V. S., 1976, P. 93; Mathpal Y., 1984 (b), P. 14), но в разных работах количество отнесенных к этому комплексу памятников различно, поэтому мы рассматриваем Хозхангабад в целом. Другой комплекс памятников, Махадео Хиллз, в свою очередь можно выделить достаточно свободно, но рассматривать его ввиду географического положения более логично в рамках Хозхангабада.
Весь комплекс является частью горной системы Сатапура. Наиболее значимые из них - Ласкариа Кхох (Базар Кэйв), Нимбубход, Баньябери, Марадео, Джамбудвип, Монтероза, Доротхи Дип и Имликхох. Большинство памятников впервые исследовались Г. Р. Хантером, позднее Д.Х. Гордоном. Во второй половине 60-х состоялась экспедиция С. К. Пандея, но часть изображений к этому времени уже была разрушена, и единственным источником по данным рисункам являются публикации Гордона (Pandey S. К., 1993, Р. 108). В 1981 году на территории комплекса был создан Национальный парк Сатпура, в который были включены некоторые памятники Махадео Хиллз, а в середине 80-х гг. выходит несколько статей, посвященных памятникам Хозхангабада (см., например, Neumayer Е., 1985; Bajpai S. К., 1984). На некоторых памятниках проводились археологические раскопки, но, в то же время, часть сохранившихся изображений до сих пор не скопирована. Ниже мы опишем некоторые наиболее характерные памятники Хозхангабада.
Нимбубход.
Памятник находится в труднодоступном месте, что сохранило его от человеческого воздействия, хотя многие рисунки испорчены природой. Здесь встречаются изображения трех цветов: светло-белые, темно-белые с красными контурами и выполненные красной охрой. Большинство рисунков силуэтные, почти все они относятся к историческому периоду. Чаще всего встречаются изображения солдат с луками и стрелами, с мечами и щитами, иногда - на лошадях в попонах. Также есть фигуры танцоров, музыкантов и людей, сидящих около своего жилища.
Баньябери. Расположен к востоку от города Пачмархи. Входит в комплекс Махадео Хиллз. Рисунки очень сильно испорчены в результате выветривания и просачивания воды. На этом памятнике огромное число изображений. Найдены рисунки четырех цветов: темно-красного, красного, светло-белого и темно-белого с красными контурами. В последнем случае фигуры были нарисованы белой краской, а позднее обведены красной. В основном изображались выпас скота, групповые танцы и ритуальные сцены. Определенный интерес вызывает изображение беременной коровы, обезьян, сидящих на дереве и антропоморфов в звериных масках.
Марадео. Расположен прямо напротив памятника Баньябери, на восточном берегу того же оврага. Оба памятника иногда носят общее название - Путалилэйн. Марадео - очень маленький памятник, почти все изображения выполнены белой краской. Наиболее интересны следующие рисунки: тигр, нападающий на группу людей; животные, преследуемые охотниками; женщины, несущие на головах сосуды; люди с музыкальными инструментами и солдаты с луками и стрелами и с мечами и щитами.
Джамбудвип. Памятник расположен в долине одноименного оврага. Рисунков много, но они быстро разрушаются. На памятнике есть все типы изображений, встречающихся Хозхангабаде. Очень много рисунков, выполненных различными оттенками белой краски, например, светло-белые, темно-белые, кремовые, серые и др.; есть двухцветные рисунки: белые и розовые, красные и белые, серые с красным контуром. Самые старые изображения выполнены смесью из красного цвета с кремовым либо розовым. Наиболее распространены антропоморфные изображения - охотники, воины с луками и стрелами, мечами и щитами, всадники на лошадях с попонами. Рисунки выполнены в различных стилях. Также встречаются изображения животных и различных знаков и символов.
Монтероза. Памятник состоит из четырех пещер, расположенных вокруг холма Монтероза. Содержит рисунки разных цветов: темно-красного, красной охры, розового, кремового, белого и черного. Часто встречаются изображения коров, быков и лошадей, выполненные очень грубо. На этом памятнике найдено большое количество палимпсестов изображений разнообразных стилей и цветов. Большое количество рисунков сейчас разрушено.
Доротхи Дип. Памятник расположен в одной миле от холма Монте Роза, на дне очень глубокого оврага Джамбудвип. Согласно материалам, опубликованным Д.Х. Гордоном, на этом памятнике практически ничего не сохранилось, но С. К. Пандей во время последующих экспедиций обнаружил новые рисунки (Pandey S. К., 1993, Р. 118). Самые старые из изображений выполнены двумя цветами: смесь белого и красного, также есть белые, кремовые, светло-пурпурные и белые с красными контурами рисунки. Интересны изображения колесниц без лошадей со стоящими на них антропоморфными фигурами. Есть рисунки сверхъестественных воинов с луками, стрелами и топорами, людей в масках, животных геометрической формы и т. д.
Имликхох. Памятник находится недалеко от водопада Апсара Вихар. Большинство изображений выполнено белым и красным цветами, встречаются также темно-белые и черные рисунки. Интересна сцена, где четыре охотника с луками и стрелами окружают быка или бизона. Часто изображаются сцены сбора меда, летящие пчелы, обезьяны. Есть несколько батальных и ритуальных сцен. Из зооморфных изображений чаще всего встречаются бизоны, антилопы, олени. Найдено несколько фигур павлинов и орлов.
- Бхопал
Комплекс расположен около города Бхопал (штат Мадхья Прадеш). Упоминания в литературе о большинстве памятников отсутствуют либо весьма кратки, но некоторые изучены достаточно хорошо.
Гупхамандир (Шивамандир). Памятник расположен к северу от города Бхопал. На нем есть изображения, выполненные достаточно редкой изумрудно-зеленой, светло-красной и оранжевой краской. Подробно изучен С. К. Пандеем, который выделяет на памятнике три типа антропоморфных изображений: 1) изображения «палкообразной» формы; 2) контурные изображения с тонкими продолговатыми телами и широкими талиями и 3) силуэтные изображения с тонкими телами (Pandey S. К., 1993, Р. 83).
Холм Мануа Бхан ки Текри. На нем расположено 15 памятников, 2 из которых, содержат очень древние изображения, выполненные светло-красной краской. Холм находится в трех километрах от Бхопала. На одном из памятников находится знаменитое изображение бизона с закрашенными ногами и боками и украшенным зигзагообразным кирпичным узором телом. Изображения, относящиеся к этому комплексу, наносились лишь двумя видами краски - красной и белой.
Т. Б. Хоспитал. На этом холме находится несколько памятников. Рисунки, найденные здесь, являются самыми древними из всего комплекса Бхопал. Много антропоморфных изображений, выполненных в различных стилях. Так, здесь есть фигуры с прямоугольными телами и круглыми головами, заполненные прямоугольными линиями; линейные изображения с круглыми либо прямоугольными головами, антропоморфы в звериных масках и др. Встречаются палимпсесты. Также интересны изображения двух антилоп с закрашенными ртами и рогами. Их тела пересекают две вертикальные линии, разделяющие туловище на две части, а в области живот показаны по два прямоугольника и два круга.
Джаора. Комплекс, расположенный между реками Санкуд и Багхвани в Гохаргандж (Рэйзен). Содержит около сотни памятников с большим количеством наскальных изображений. В основном это различные животные (слоны, носороги, бизоны, львы, кабаны и олени), охотники и танцоры. На некоторых памятниках встречаются изображения рыб, летящих птиц, охотников, несущих корзины и др. Самое интересное изображение - гигантский бизон 3,60 м в длину и 1,95 м. в высоту. Это крупнейшая фигура животного в наскальном искусстве Индии.
Холм Дхармапури. Делится некоторыми исследователями на два различных комплекса памятников с наскальными изображениями -Дхармапури и Шамала Хилл (см., например, Mathpal Y., 1984 (b), P. 21). С. К. Пандей выделяет также несколько памятников, находящихся в ущелье (Pandey S. К., 1993, Р. 85).
Комплекс Дхармапури. Расположен на левой части холма Дхармапури. Здесь есть рисунки, относящиеся к различным временным периодам и стилям. Самые ранние - это антропоморфные изображения «палкообразной» формы, преимущественно, относящиеся к охотничьим сценам. Часто встречаются антропоморфные изображения в одежде и головных уборах. Есть и изображения с телами «S-образной» формы. Преобладают рисунки, выполненные тремя типами красной краски, а также желтой и розовой краской. На некоторых памятниках проводились археологические раскопки.
Комплекс Шамала Хилл. Включает 17 памятников наскального искусства. В настоящее время входит в состав Национального музея человека (см. подробнее: Negi R. S., Mathpal Y., 1984, 3. 154-158; Bhatt V, Jain D., 1991). Здесь в основном изображены быки, кабаны, олени, обезьяны, собаки и декоративные узоры светло-красного и коричневого цветов. Встречаются и рисунки, выполненные белой, желтой, черной краской либо желтой охрой.
- Райзен
Это величайший в Индии комплекс памятников, содержащий наскальные изображения. Он был выделен В. С. Ваканкаром, который включил в него 11 более мелких комплексов, включающих в общей сложности 283 памятника. Позднее список памятников был дополнен другими исследователями (см., например, Mathpal Y., 1984 (b), P. 17). Наибольший удельный вес в данном комплексе имеют изображения, выполненные белой краской.
Путликарад. Комплекс расположен около деревни Тикода на дороге между Бхопалом и Сагаром. Исследован С. К. Пандеем в 1961 году. Он насчитал здесь 75 памятников, но утверждает, что общее число памятников с наскальными изображениями в данном комплексе более 100 (см. Pandey S. К., 1993, Р. 66). На некоторых памятниках проводились археологические раскопки. Помимо темно-красного, белого, красно-белого и красно-розового здесь встречаются достаточно редкие цвета, такие как желтый, зеленый и черный. Тематика изображений весьма разнообразна. Встречаются рисунки, выполненные различными стилями и относящиеся практически ко всем временным периодам.
Кхарвай. Комплекс находится в 10 км южнее города Райзен, около одноименной деревни. Количество памятников — более 100. Здесь также встречаются изображения всех временных периодов, хотя большинство рисунков относится к историческому времени, и встречается очень большое количество стилей.
Рамчхаджа (Рамджхарокха). Холм, на котором расположены памятники, находится около города Райзен. На памятниках много изображений диких животных, выполненных контурно, некоторые из них заполнены точками. Люди показаны стоящими и держащимися за руки, танцующими, охотящимися и сидящими на спинах животных. Самый крупный памятник комплекса - Хатхи-тол. Он впервые был исследован С. К. Пандеем в 1961 году и неправильно идентифицирован как Рамчхаджа (Pandey S. К., 1993, Р. 62). Здесь очень часто встречаются палимпсесты, заставляющие рисунки сливаться в одной цветное пятно, так что идентификация некоторых изображений затруднена. Используются темно-красная, красная охра и белая краски, встречаются двухцветные красно-белые изображения. На памятнике много фигур самых разнообразных животных, в основном обезьян. Также часто встречаются антропоморфные изображения, выполненные в разных стилях. С. К. Пандей даже назвал один из стилей «Райзенский» (Pandey S. К., 1993, Р. 64). К нему исследователь относит выполненные толстыми кистями контурные изображения, большая часть тела. которых разделена на маленькие треугольники, те же, в свою очередь, также поделены на более маленькие треугольники. Подобные рисунки встречаются также в Бхимбетке, долине реки Чамбал и в других областях.
Байан ки Пахари. Комплекс расположен недалеко от Хозхангабада. Наиболее интересные изображения - три рыбы. Самая большая из них имеет размеры 1,16 м в длину и 0,66 в ширину. Все изображения выполнены светло-красной краской.
- Мандсаур (долина реки Чамбал)
Очень крупный комплекс памятников с наскальными рисунками. Располагается на территории областей Мандсаур и Райгадх в штате Мадхья Прадеш и Джхалавад, Кота, Вхилвада и Читтодгадх в штате Раджастхан. Насчитывал 63 комплексов с более чем 650 памятниками, но большинство из них в настоящее время находится на дне озера по причине строительства дамбы Гандхи Сагар. Изучался В. С. Ваканкаром, Дж. Кумаром, Р. Панчоли и др. исследователями (см., например, Kumar G., Pancholy R. К., 1992, P. 18; Pancholi R. К., 1996, P. 6-8). Мандсаур - это один из немногих комплексов, изображениям которого была дана отдельная классификация.
- Бхимбетка
Данный комплекс расположен в 10 милях южнее Бхопала (штат Мадхья Прадеш). Он включает в себя 7 холмов: Линауака, Бхонравали, Бхимбетка, Лакха Джуар Ист, Лакха Джуар Вест, Джондра и Муни Баба ки Пахари. Условно делится на три части - восточную, центральную и западную. Впервые комплекс был открыт В. С. Ваканкаром, который исследовал его восточную часть. Позднее С. К. Пандей занимался изучением центральной группы памятников и, наконец, третьим этапом исследования явилась совместная экспедиция названных выше ученых, в ходе которой были открыты памятники западной группы. Это один из самых крупных комплексов памятников наскального искусства в Индии. Из 642 памятников 243 располагаются на холме Бхимбетка, а 399 - на остальных 6 холмах. В настоящее время комплекс достаточно хорошо изучен и является единственным комплексом в Индии, которому посвящена отдельная монография (Mathpal Y., 1984 (b) и множество статей (см., например, Wakankar V. S., 1984; Wakankar V. S., 1985; Tiwari S., 1984). На многих памятниках про¬водились археологические раскопки (Khare М. D., 1984, Р. 133-136; Tiwari S., 1984, P. 149-153; Indian archaeology, 1984, P. 35-36 и др.). В связи с большим количеством изображений количество найденных стилей тоже очень велико.
- Мирзапур
Это величайший комплекс после Райзена и Бхимбетки. Расположен на территории штата Уттар Прадеш. Именно здесь Дж. Кокберном и А. Карлайлом впервые были открыты наскальные изображения. Чаще всего встречаются охотничьи сцены, одиночные антропоморфные изображения редки. Рисунки относятся к различным хронологическим периодам, известно большое количество изобразительных стилей. По географическому принципу комплекс можно разделить на четыре большие группы:
Азраура. В эту группу входит несколько подгрупп (Ликхания I, Кохбар, Махадария и Бхалдария). Большинство изображений выполнены красной краской. Помимо сцен охоты есть изображения водоплавающих птиц, деревьев, диких животных и др., а также две надписи, датируемые 900 годом н. э.
Робертсгандж. Среди изображений можно выделить большое количество антропоморфных изображений геометрической формы, некоторые из которых показаны в цилиндрических головных уборах. Примечательна также композиция с женщиной и детьми.
Морхана. Включает 10 групп памятников. Встречаются рисунки, выполненные оранжевой, красной, пурпурной и белой краской. Очень много антропоморфных изображений, есть несколько колесниц, сцена сбора меда и зооморфные изображения.
Бхайнсаур. Включает 9 групп памятников, расположенные на юго-западе от города Мирзарпур. Здесь много изображений сцен охоты, фигур отдельных животных и различных символов. Из основной массы рисунков можно выделить антропоморфное изображение в головном уборе с тремя рогами, а также процессию слонов, в центре которой - колесница с человеком, держащем в руке зонтик.
- Райчур
Комплекс расположен на территории штата Карнатака. Исследовался Ф. Р. Алчином (Allchin F. R., 1955 (а), Р. 85-88; 1955 (Ь), Р. 97-99), А. Сундарой (Sundara А, 1984, Р. 137-148; 2002, Р. 51-56) и др. Наиболее крупный памятник - Муски - одно из величайших мест скопления петроглифов в Индии (Mathpal Y., 1984(b), Р. 23).
Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что количество памятников наскального искусства в Индии очень велико. Они разбросаны по достаточно большой территории, часто находятся в труднодоступных местах. В связи с этим встречаются случаи «повторного открытия» памятников, что зачастую является причиной того, что один памятник фигурирует в литературе под различными названиями. Усложняет ситуацию и слабое понимание многими индийскими исследователями понятия «памятник». Это приводит к тому, что под одним и тем же названием в различных работах может скрываться как один памятник, так и целый комплекс. В то же время, к настоящему времени индийскими и зарубежными исследователями наскального искусства собран весьма обширный материал. На некоторых памятниках проводятся археологические раскопки. Делаются попытки охраны памятников наскального искусства, в частности, некоторые из них были включены в состав национальных заповедников. Все это, бесспорно, доказывает повышение интереса к наскальному искусству в Индии и в то же время выдвигает острую необходимость обобщения накопленного индийскими исследователями материала по наскальному искусству и его комплексного изучения.
Автор: Андрей Владимирович Тараканов