Природные условия Индокитайского полуострова сыграли важную роль в экономическом и историческом развитии государств, возникших на территории современной Камбоджи, определив их дальнейшее процветание. Поэтому прежде чем обратиться к истории страны, необходимо остановиться на географических и геологических особенностях той земли, которую заселяли древние кхмеры.

Бассейн реки Меконг, «королевской реки», «матери рек», как называют ее местные жители, составляет главное богатство Камбоджи. Своеобразное величие чувствуется в геологической простоте этого района, в прошлом затопленного и оставшегося плоским уже в третичный период. Несколько позднее район среднего и нижнего течения Меконга испытал воздействие тектонических волн со стороны Гималаев, которые, дойдя сюда, потеряли свою силу; тектонические толчки не вызвали крупных перемещений, обусловив лишь возникновение горного пояса на окраине района: невысокие Кардамоновы горы, горы Дангрек, плато Боловен и плато Мои. В результате вулканической деятельности всего горного пояса на территории Камбоджи возникли знаменитые красные земли. Эти земли имеют толстый плодородный слой, хорошую структуру, богаты азотом и фосфоритами. Воды Меконга и Великого озера (Тонлесап) в сезон дождей (с мая по октябрь) выходят из берегов и затопляют равнину, зеркало вод увеличивается в три-четыре раза. Рыбы и птицы получают новые значительные источники питания. В то время как другим странам Азии наводнения приносят ущерб и разорение, периодические разливы рек в Камбодже являются благом для ее жителей. Ил, который остается на почве, чрезвычайно плодороден, и после отступления вод обновленная земля готова к новым посевам.

Сохранившиеся следы человеческой деятельности на территории Индокитайского полуострова восходят к незапамятным временам. Издавна могучий поток Меконга с его притоками являлся жизненной артерией этой области. До настоящего времени на берегах больших и малых рек бассейна Меконг имеются остатки поселений каменного века. Вблизи рек и озер найдены гарпуны, в лесах — костяные наконечники стрел.

Археологические раскопки, производимые на территории современной Камбоджи в районах Самронг Сен и Лонгпрао, красноречиво свидетельствуют о достаточно высокой неолитической культуре, знакомят нас с самыми ранними на этой земле керамическими изделиями, украшенными геометрическим орнаментом. Примечательной особенностью прото-кхмерской культуры считается то, что наряду с утилитарными керамическими изделиями часто встречаются украшения из глины и полудрагоценных камней, которые вставлялись в мочку уха.

Жилища первых поселений на юге полуострова можно датировать V тысячелетием до н.э. Аэрофотосъемка района Самронг Сен (провинция Кампонг Чнанг) позволила установить расположение жилищ неолитических поселений, которые всегда были прямоугольными в плане с сильно поднятыми над землей полом и террасой. На огороженных участках находились первые культовые сооружения, представлявшие собой шлифованные камни с магическими знаками и фаллическими символами, а также дольмены, в которых размещались керамические урны. Поселения, обнаруженные археологами, располагались у подножия холмов в небольших долинах, удобных для земледелия. Рядом с поселениями видны следы оросительных каналов.

Племена, населявшие эти районы, находились на стадии земледельческих родовых общин. Культуру Самронг Сен принято считать первоисточником цивилизации мегалита на территории Индокитайского полуострова, так как до сих пор во всем огромном регионе не найдены другие участки с ясно обозначенными древнейшими поселениями. Памятники этой далекой эпохи указывают в первую очередь на их связь с фаллическим культом и культом предков.

Народы, населявшие юг полуострова, создали один из трех известных в настоящее время древнейших самостоятельных очагов металлургии меди (наряду с западно-азиатским и американским), который можно отнести к IV тысячелетию до н.э. В конце III тысячелетия до н.э. была открыта бронза. Как показали раскопки на юге современной Камбоджи, в стоянке Мелоу Прей (провинция Кампонг Тхом), к концу II тысячелетия до н.э. на смену керамическим урнам приходят бронзовые, а к середине I тысячелетия до н.э. формируется высокоразвитая культура бронзы. Даже предварительные раскопки позволяют считать юго-восточный Индокитай и Индонезию того периода единой культурной областью.

Урна со змеями. IV в. до н.э.

Замечательные бронзовые изделия, найденные на территории Камбоджи, близки к предметам донгшонской культуры Северного Вьетнама и имеют прямые аналогии в Индонезии. В разных местах и, прежде всего, в самом Донгшоне (Вьетнам), а также в среднем течении Меконга были обнаружены однотипные изделия. Бронзовое оружие, инструменты, украшения, утварь отличаются не только совершенством литья, но и высоким художественным уровнем. Особое место занимают маленькие бронзовые статуэтки и пироги, заполненные фигурками людей, связанные с культом мертвых. Редкая выразительность таких фигурок (обычно не превышающих 20 см в высоту), красота обработки металла ставят их в первый ряд памятников первобытного искусства.

Человек со светильником.

II в. до н.э.

Наряду с мелкой бронзой необходимо отметить и найденный в Кандале большой бронзовый сосуд для воды с характерным орнаментом в виде стилизованных змей, между которыми по верхнему и среднему регистрам проходят пояса с изображением животных, и бронзовый колокол из Самронга с тонко проработанной чеканкой.

По своей форме интересны найденные в Самронге так называемые дождевые барабаны, сплошь покрытые магическими знаками, символами охоты и сельской жизни. Чаще всего на них встречаются изображения солнца и лягушки. Лягушка с древнейших времен ассоциировалась с водой, причем не только с водоемами, но и с водной стихией, какой представлялся древним сезон дождей, то есть начальный цикл сельскохозяйственных работ. В барабаны били для того, чтобы имитировать шум дождя, необходимого для орошения земли. На барабанах, как и на пирогах, которые также клались в погребения, встречаются изображения птицы, символизировавшие душу умершего.

Дождевой барабан.

(Культура Доншон)

Барабаны, бронзовые бубенчики, рукоятки орудий, сплошь покрытые анималистическим и геометрическим орнаментом, найденные в районе Пномпеня, при всей близости к донгшонским изделиям имеют свои индивидуальные особенности: переданная на них фауна явно выдает южное происхождение, а красота и утонченность форм погребальных урн свидетельствуют о редкой одаренности народа, населявшего эти земли. Все последующее развитие пластических искусств Камбоджи подтверждает первоначальную гипотезу о зарождении с древнейших времен, несмотря на общность художественных приемов всего региона, самостоятельной культуры на юге Индокитайского полуострова. Однако прототипы дальнейшего развития культуры Камбоджи не следует искать в неолитическом периоде. Собственно кхмерское искусство тесно связано с возникновением на берегу Сиамского залива первого крупного государства.

Автор: Н.И. Рыбакова

Прдолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100