Вместе с тем в тех случаях, когда изображения не относятся к образам божеств, а воспроизводят апсар, тевод и деват, они утрачивают строгие нормы стиля, свою иератическую жесткость. Вот почему одновременно с холодной, исполненной строгой красоты круглой скульптурой, в рельефах Ангкор-Вата мы встречаем несчетное количество образов, в которых отражаются различные оттенки чувств и богатство настроений. Если во всех памятниках кхмерского искусства апсары, эти изящные женские образы, изображаются изолированно, то в Ангкор-Вате они соединяются в группы или увлекают друг друга, сплетаются в танце или беседуют. Их костюмы, прически и позы бесконечно варьируются. Они как бы активно высвобождаются из камня, что особенно наглядно в рельефе западных ворот. Одна из апсар поднимает тонкую головку, увенчанную тиарой с тремя башнями, другая, с цветущей веткой в волосах, обхватывает рукой свою подругу, третья подносит к лицу зеркало. Апсара в набедренной повязке с длинными полами в виде шлейфа и с высокой прической держит в руке «книгу» из пальмовых листьев и загадочно улыбается.

Однако эти образы могли появиться только на стенах ворот и павильонов. В центральной части храма они как бы останавливаются, живость их исчезает, они застывают в религиозной сосредоточенности. Правда, и здесь они исполнены грации, вдохновенного изящества и обаяния молодости.

Гораздо более оживлены апсары на фронтоне храма Тау Сай Тевода. Несмотря на то что головы многих из них не сохранились, их движения достаточно красноречиво передают порыв радости, который они испытывают в танце. В древней Камбодже исполнение танца и музыки считалось подношением высшим богам. Во всех храмах, построенных в первой половине XII века, обязательно воспроизводятся сцены ритуальных танцев, часты также сцены, изображающие музыкантш и музыкантов. Несколько молодых женщин, выполненных на фронтоне храма Бантеай Самре, аккомпанируют танцовщицам с высокими прическами; они поют и играют на разных инструментах, а центральная фигура перебирает пальцами струны арфы.

В рельефах храма Пхимаи (40-е годы XII века) движения танцовщиц как бы «следуют» звукам флейты, раковины и гонга, своеобразного маленького оркестра, по сей день функционирующего в Камбодже.

Говоря об архитектуре Ангкор-Вата, мы много места уделили удивительным рельефам, покрывающим стены храма. Совершенство исполнения этих рельефов позволило уравновесить между собой многофигурные композиции, почувствовать их развитие во времени, а главное — избежать монотонности, которая почти неизбежна при слишком большой протяженности. Рельефные фризы, где проходят вереницы воинов, или бесконечно длинные праздничные процессии настолько четко построены, скульптурные акценты, необходимые при таком огромном числе действующих лиц, так точно расставлены, что сцены кажутся ясными, компактными и смотрятся с неослабевающим интересом. Стены угловых павильонов также покрыты рельефами, не уступающими по своим художественным достоинствам рельефам храма. Каждая сцена необычно собрана, как бы «сжата», по сравнению с развернутыми композициями главной обходной галереи. Поразительна анатомическая передача человеческого тела в самых сложных ракурсах. Особенно хорошо это видно в сценах, где воины сражаются врукопашную, душа и сбрасывая в ров своих противников. В некоторых эпизодах, например, в изображении сражения, раскрываются естественные чувства и переживания персонажей, проявляется живое человеческое волнение. Такова сцена с умирающим воином, который уже не узнает своего друга, рыдающего у его ног.

Эта и подобные сцены не часто «прорываются» в строгом и сдержанном стиле Ангкор-Ват, но они открывают дорогу к глубоко одухотворенному и гораздо более человечному искусству стиля Байон. На стенах угловых павильонов с редкой экспрессией переданы сцены воскрешающие перипетии битв «Рамаяны» и «Махабхараты». Приступ и взятие города Ланки исполнены с таким совершенством, что они могут рассматриваться как зрительный эквивалент поэтическому тексту древнего эпоса. А пластическое воспроизведение архитектуры самого города, даже ритмически совпадает с его описанием: «...узнай о, Рама, что Ланка подобная великолепием обители бессмертных, стоит на горе и ее окружает высокая и неприступная стена, вдоль стены тянется широкий ров, наполненный водой... Четверо ворот имеет город, огромных и крепких... Против каждых ворот через ров переброшен мост, и в этих местах установлены сотни железных острых шатагхни, каменометов и иных боевых орудий, способных отразить нападение и сбросить в ров вражеское войско...».

Статуи стиля Ангкор-Ват обладают особой значительностью, они воспринимаются как некая формула, данная на века. Позы их предельно устойчивы, в них нет ничего зыбкого, случайного: скульптурные формы отточены, линии тела сглажены, пропорции уравновешены. Однако, как мы уже видели, в недрах этого стиля зарождаются те новые веяния, которым суждено было проявиться в последующую эпоху.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь.

Читайте также цикл статей "Ангкр-Тхом и Байон. Искусство конца XII – первой половины XIII века".

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100