Развитие классического искусства Ангкора характеризуется не только красотой пропорций и абсолютно точно найденным композиционным решением, но и художественным совершенством стилевых деталей. Знаменательно то, что новые черты большого стиля раньше всего проявили себя в миниатюрном храмовом комплексе Бантеай Срей (967), памятнике, в котором главный акцент сделан на скульптурном оформлении.

 

 

 

Бантеай Срей. 967 г. Вид сверху, аэрофотосъемка

Бантеай Срей означает по-кхмерски «Цитадель Прекрасной дамы». Это один из немногих памятников в Камбодже, построенный не правящим королем, а влиятельным придворным. Могущественный сановник Яджнавараха в конце царствования Раджендравармана II удалился от двора и построил в 30 км к северо-востоку от Ангкора памятник, ставший жемчужиной кхмерского зодчества.

Бантеай Срей. План

Храм простирается в длину на 200 м и точно ориентирован с востока на запад. Пять входов, пять «ступеней» нужно пройти, направляясь к храму. Причем эти «ступени», расположенные в одной плоскости — типичный пример равнинного храмового комплекса, где «восхождение» к святилищу носит чисто символический характер.

Бантеай Срей. Общий вид

И центральный храм, и «библиотеки», и угловые павильоны предельно малы, дверные проемы в высоту едва достигают 1 м 20 см, так что взрослому человеку нельзя пройти, не наклонившись. При таком маленьком размере слитность всех построек, их единство воспринимаются с особой силой. Центральный храм — это тройное святилище, объединенное общим фундаментом, — сложен из розового песчаника; в других постройках песчаник различных оттенков от желтого до темно-красного. Мягкий рассеянный свет связывает все эти оттенки в единую цветовую гамму. Камерность и совершенно особая, всеобъемлющая слитность лежат в основе художественного образа Бантеай Срея.

Бантеай Срей. Три храма на одной платформе

Постройки Бантеай Срея очень малы (самая большая башня достигает девяти метров) и потому легко обозримы. Скульптурные украшения, орнамент стен и наличников окон, рельефы фронтонов и декоративное оформление дверей, наконец, круглая скульптура, размещенная в нишах и свободно поставленная у входов, находятся на уровне глаз и как бы обступают посетителя со всех сторон.

Бантеай Срей. Ворота четвертого входа

Бантеай Срей. Ворота пятого входа

Нигде и никогда в Камбодже скульптурное оформление не достигало подобного разнообразия: наивность и изысканность, сочность скульптурной резьбы и тончайшая орнаментальная отделка, высочайшая пластическая гармония в изображении прекрасных небесных дев-тевод и юношей-атлетов, добродушие и юмор в статуях обезьян и гаруд — охранителей Бантеай Срея.

Бантеай Срей. Угловая башня

В этих украшениях органически слились черты развитого стиля кхмерского искусства и старые народные традиции, так же, как в ансамбле в целом соединились черты развивающейся «королевской» архитектуры (к середине X века пришедшей к определенному каноническому решению и древнего деревянного зодчества. Черты последнего ярко проявили себя в конструкции входов. А в святилищах, несмотря на их почти игрушечные размеры, сохранены все пропорции больших храмовых построек.

Бантеай Срей. Терраса центрального святилища и выход во внутренний дворик

Весь этот маленький ансамбль, сложенный из песчаника нежнейших оттенков, производит чудодейственное впечатление. По мере продвижения от восточного входа к центральному святилищу размеры огороженного пространства и осевые павильоны уменьшаются, а скульптурные украшения увеличиваются. Удивительны великолепие и многообразие декора: растительные мотивы, фризы, аркатуры, рельефы с изображением людей и животных, наконец, круглая скульптура, заполняющая дворики между святилищами, не производят впечатления перегруженности или излишества.

Классическое чувство меры, которое проявляется буквально во всем, позволило даже при обилии образов и орнаментальных мотивов сохранить редкое композиционное равновесие. Мастера, создавшие этот поистине сказочный комплекс, сумели найти золотую середину между архитектурой и декором, насыщенностью образной информации и ее художественным воплощением, роскошью и скромностью, богатством и умеренностью. Возвышенное вдохновение ярче всего проявилось в выборе и неповторимом осмыслении мифов. Никогда раньше кхмерские художники не изображали столько подвигов божеств, никогда еще эпические легенды не подавались так доступно и так восторженно!

Бантеай Срей. Внутренний дворик и обезьяны-охранители

Бантеай Срей. Фантастическое существо с головой льва

Бантеай Срей. «Библиотека». Центральный вход

Бантеай Срей. «Библиотека». Ложный вход

В Бантеай Срее используются все легенды, все индуистские мифы. Мастера попеременно обращаются то к образу Шивы, то к образу Вишну. Иконография Северной «библиотеки» комплекса вишнуистская, в то время как мифы, отраженные в рельефах Южной «библиотеки» — шиваитские. Иногда одно лишь божество занимает целый фронтон, иногда на крохотном по размеру тимпане разыгрывается многофигурная сцена. Невозможно перечислить все сюжеты, украшающие стены и фронтоны башен, часовен, «библиотек» и святилищ Бантеай Срея. Здесь и Шива, лучась благородной красотой, танцует в нимбе своих десяти рук, и Дурга торжествует, упиваясь победой над побежденным, упавшим к ее ногам буйволом.

Бантеай Срей. Рельеф западного фронтона Центрального храма. Сцена из «Рамаяны». «Равана расшатывает гору Кайласа»

Бантеай Срей. Рельеф восточного фронтона «Библиотеки». «Битва Кришны и короля Камсы»

В легком повороте ее стремительной фигуры сквозит необузданная радость. Толпа путников спешит ко двору Хамзы, в котором сражается Кришна, а бог Индра, восседая на трех слонах, посылает на землю живительный дождь. На горе Кайлас, расшатанной Раваной, Ума испуганно прильнула к своему мужу, а прекрасная Сита, похищенная страшным демоном, кажется маленькой и беззащитной девочкой. Целая гамма чувств возникает у зрителя, переходящего от одного фронтона к другому, рассматривающего живые, полные изящества и искренней правдивости сцены, развернутые на тимпанах. Пугливое доверие Умы, спрятавшейся на груди своего повелителя, отчаяние Ситы, животная ярость Сугривы и Валина, олимпийское спокойствие Шивы... Радость и горе, боль и ликование сменяют друг друга.

Бантеай Срей. Рельеф восточного фронтона Центрального храма. «Индра со слонами»

Бантеай Срей. Рельеф восточного фронтона Центрального храма

Для того чтобы «одеть» и величественно восседающих богов, и сражающихся героев, и танцующих апсар, скульпторы использовали великое разнообразие костюмов и причесок. Вишнуистские персонажи наряду с митрой несут на голове диадему, украшенную на висках цветком лотоса. Исключительно изящны прически девата. Интересно отметить, что набор украшений у скульптур, выполненных в таком насыщенно декоративном стиле, остается достаточно скромным. Это в первую очередь относится к изображению божеств и дравапал (которые в других храмах обычно несут на себе тяжелые драгоценности). Только на изысканных фигурах тевод можно видеть выполненные в песчанике бусы, браслеты и серьги в форме колец, вдетые в оттянутые мочки ушей. Пояса, увитые гирляндой жемчуга, выполненного в форме маленьких шариков из песчаника, украшают стан прелестных молодых женщин.

Рельеф тимпана из Бантеай Срея. «Асуры Сунда и Упасунда сражаются за обладание апсарой Тилоттамой»

Рельеф тимпана из Бантеай Срея. «Битва Пандавов и Кауравов»

Сражающийся Баларама. Деталь тимпана

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100