Чистота линий, красота пропорций изящных, чуть укороченных персонажей не вступают в противоречие с обильным и сочным декором, но «приглушают» его, обеспечивая успех художественному оформлению Бантеай Срея. На тимпанах входных павильонов весь орнамент вынесен в обрамление, а сцены с великолепно высеченными фигурами четко выделяются на голом, гладко отшлифованном фоне. Два парных барельефа тимпанов Бантеай Срея были отделены от их естественного местонахождения и попали в музеи: один — в музей Гиме в Париже, другой — в Национальный музей ПномпеняВ первом воспроизведена легенда о двух страшных асурах — Сунде и Упасунде, повсюду сеявших горе и невзгоды; чтобы положить конец их злодеяниям, боги создали Тилоттаму — апсару поразительной красоты; за обладание ею асуры вступили в схватку между собой и, таким образом, перестали причинять зло людям.

 

 

 

 

 

Бантеай Срей. Детали скульптурного оформления. Стоящие апсары


Бантеай Срей. Детали скульптурного оформления. Стоящие апсары


Бантеай Срей. Арки с фигурами дравапала


Бантеай Срей. Дравапала. Деталь

Простота и прозрачная ясность композиционного решения делают этот рельеф легко обозримым. При общей симметричной расстановке фигур, при центричном размещении конусообразных деревьев (большого — в центре и двух поменьше по углам тимпана), фигурка Тилоттамы помещена чуть вправо, отчего строгая статичность нарушается, и все персонажи как бы приходят в движение: асуры, отделяясь от гладко отшлифованного фона, начинают вращаться, вовлекая в этот круговорот и крепко схваченную ими с обеих сторон апсару. На другом тимпане изображена битва Пандавов и Кауравов. Умелое расположение действующих лиц сразу же вводит зрителя в кульминацию битвы. Компактной группе Бхимы с мечом в руке и его четырем братьям противопоставлен могучий Дурьодхана, на которого сзади нападают Кришна и Баларама. Вилы в руках Баларамы и взлетевшая на воздух фигура Бхимы образуют четкий треугольник.

Бантеай Срей. Тевода в нише храма

Положение каждой фигуры, каждой детали на фронтонах и тимпанах Бантеай Срея необычайно емко и действенно. При кажущейся однозначности характеристик — благородство и спокойная уверенность Рамы, жестокость Раваны, великодушие Вишну — в целом рождается ощущение разнообразия состояний и раскрывается многогранность жизни. Многообразие в оформлении строений Бантеай Срея еще дополняется великолепным изображением животных, которые участвуют почти во всех сценах. Устрашенные свирепостью Раваны, они бегут от подножия Кайласа; радостные, ликующие они танцуют в лесу под благодатным ливнем; легкие скачущие олени, порхающие птицы, тяжеловесные лошади, запряженные в колесницы, — все участвуют в этом вечном празднике жизни.

Бантеай Срей. Орнаменты, украшающие святилище


Прасат Пен Чун. 982 г. Образец скульптурного рельефа (стиль Бантеай Срей)

Совершенство скульптур Бантеай Срея наиболее ярко проявилось в фигурах тевод и юношей-атлетов, отдельно стоящих в нишах на стенах святилищ. Молодость и красота, переданные через изящество, грацию и удивительную стройность (которой нет в более приземистых фигурах на фронтонах), определяют лучшие черты стиля. Черты эти присущи всему кругу скульптурных памятников, близких к Бантеай Срею, таким как статуя бодхисаттвы Локешвары из Туол Чи Теп (Париж, музей Гиме) и парная статуя Шивы и Умы из Сиемреапа (Национальный музей, Пномпень). Свобода в распределении локонов, лежащих крупными прядями на прекрасной голове Локешвары, в которые вплетена маленькая фигурка будды Амитабы, ничуть не нарушает строгого спокойствия и благородной целостности образа Бодхисаттвы. Мягкая проработка торса, ясное выражение возвышенно прекрасного лица заставляют вспомнить юношеские фигуры из центрального святилища Бантеай Срея. Статуя Шивы и Умы, напротив, выполнена в той же манере, что и приземистые фигурки на фронтонах.

Шива и Ума. Вторая пол. X в.


Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущя статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100