Идея горы-насыпи и трех, организованных воедино и связанных между собой галереями террас, которая лежала в основе построения Бапхуона, нашла свое блестящее воплощение в Ангкор-Вате, памятнике, который вобрал в себя все лучшее, что было заложено в кхмерской архитектуре. Ангкор-Ват явил собой как бы самую верхнюю точку стиля, ее взлет, которому предшествовало интенсивное, поступательное продвижение к художественному идеалу. 
Но прежде чем приступить к знакомству с одним из величайших памятников кхмерского зодчества, необходимо остановиться на скульптуре XI века, скульптуре стиля Бапхуон. Единство памятников этого стиля поистине поразительно. Лица мужских статуй стиля Бапхуон невозможно спутать с лицами любого другого стиля: ясно прорисованные черты, четко профилированные лоб и подбородок (всегда острый, разделенный ямочкой в центре), тонко прочерченный, как бы окаймленный рот «переходят» с одной статуи на другую.


Женское божество «Коленопреклоненная». Середина XI в.

При этом, как и в статуях стиля Клеанг, общие типические черты наполняются трепетом жизни, каким-то особым, почти личностным подходом к образу. Обобщенность и индивидуальность (с той степенью условности, при которой можно говорить об индивидуальных чертах в эпоху Средневековья) сопутствуют друг другу. Как правило, акцент переносится на образную выразительность изображенного персонажа, что приводит часто к некоторому утяжелению пропорций головы.
При этом тела статуй стиля Бапхуон неизменно остаются очень стройными. По мере того как растет стремление к передаче пластического совершенства форм, появляется потребность в создании более тонких и легких статуй. Опять возникает необходимость подпорок, однако в отличие от тяжеловесных арок, служивших в VII — VIII веке своеобразными контрфорсами, мастера XI века используют подпорки сзади пяток: это позволяло, утоньшая ноги, придать статуям предельную стройность.


Женское божество. Середина XI в.

Силуэт статуи Лакшми из Прасат Трапеанг Тотунг Тхнай в подлинном смысле слова точеный. Едва уловимое движение бедер как бы направляет шаг богини, устремляя все тело вперед; это движение еще продолжается протянутыми руками, в которых она, вероятно, держала цветы лотоса. Новый подход в создании образов диктовал и новое отношение к изображению одежд статуй. В передаче складок кхмерские мастера достигают крайней изысканности. Независимо от того, мужская это фигура или женская, одежда открывает всю верхнюю часть туловища, спускаясь до середины живота и закрепляясь на спине. В мужских статуях на спине пола от сампота переходит в широкий пояс. Длинная полоса плиссированной ткани украшает тело женских статуй от бедра до лодыжек, подчеркивая его пластичность. Пола передней части юбки обычно укладывается в виде характерного узора, напоминающего рыбий хвост, украшенный, тонко профилированный пояс окружает бедра. Уже со второй половины XI века декор пояса четко определился: это два ряда уплощенных овалов, подчеркивающих архитектонику статуи и как бы делящих ее на две части — обнаженную и одетую.
Вкус к простоте и утонченности распространяется и на передачу прически. Мужская прическа в этот период необычайно проста и компактна, диадема почти не появляется на протяжении всего столетия. В женских прическах волосы, красиво уложенные в широкие узлы, приподняты над головой и часто образуют форму луковицы; иногда тугие пряди волос скреплялись у основания кольцом, имитирующем ювелирное украшение или же тонко вычеканенную цветочную гирлянду.
Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100