Важные сдвиги в общественной жизни Кореи произошли на рубеже новой эры. Длительный процесс объединения корейских племен привел к освобождению от китайского владычества и выделению трех крупных племенных союзов, превратившихся на протяжении IV-VI веков в первые корейские раннефеодальные государства, поделившие между собой всю территорию полуострова. На севере раскинулось могущественное государство Когурё, на юго-западе воцарилось Пэкче, а на юго-востоке - Силла.
Процесс развития корейской государственности, подготовлявшийся исподволь и завершившийся в IV-VI веках, сопровождался целым рядом экономических и культурных новшеств. Широкое распространение железных орудий, усовершенствование ирригационных систем, общие изменения, произошедшие в уровне производительных сил, повлекли за собой перемены во всех областях жизни. Следом за крупными хозяйственными сдвигами произошли сдвиги и в художественном сознании. Преобразилась техника строительных работ, выросли города, возникла потребность в общественных сооружениях нового типа. Большой высоты достигла обработка благородных металлов, выплавка бронзы, развились разнообразные ремесла.
Темпы роста ранних корейских государств не были равномерными. Государства Когурё и Пэкче сформировались ранее, чем Силла, выступая первыми созидателями и распространителями культурных традиций. Можно сказать, что именно когурёсцы заложили первый прочный фундамент корейской национальной культуры. Но к VI веку Силла, догнавшее своих соседей, выступило в свою очередь как активный выразитель новых культурных тенденций, завершив процессы, начатые его соседями. Укреплению государств сопутствовали соперничество, борьба за самоутверждение и преобладание на всем Корейском полуострове. Под знаком этого соперничества, стремления не отстать друг от друга, формировалась не только культура трех раннекорейских государств, но и вызревали основы единой культуры корейского народа.
Потребности освящения и упрочения государственных начал стимулировали быстрое и повсеместное распространение воспринятых из Китая правовых и идеологических институтов, а также иероглифической письменности. В IV веке конфуцианство с его проповедью определенных волею Неба иерархических основ общественной жизни, требованием подчинения младших старшим стало главной идеологической опорой правителей Когурё и Пэкче, а в VI веке оказало воздействие на государственное устройство Силла. Необходимость опереться на свои традиции, борьба за первенство стимулировали каждое из государств к созданию своей легендарной истории, включившей культ его основателя - первопредка.
Все области духовной жизни складывались под воздействием конфуцианской этики, распространившей свои законы на систему образования, архитектуру, музыку и изобразительное искусство, которым придавалось важное государственное и воспитательное значение. Почти одновременно с конфуцианством началось проникновение на корейскую почву и буддизма направления махаяна с его проповедью милосердия, обещанием всем людям равного возмездия и воздаяния за добрые и злые деяния в грядущей жизни. С конца IV века буддизм с его гибкостью и приспособляемостью к местным обычаям, с его разработанной обрядностью и развитым изобразительным языком также стал важным идеологическим орудием правителей Когурё, Пэкче, а с VI века - правителей Силла. Вместе с возросшим интересом к законам жизни вселенной широко распространились и даосские идеи о взаимодействии двух полярных начал Инь и Ян. Сквозь призму этих идей, слившихся с созерцательным духом буддизма, новое поэтическое преломление приобрело осмысление природного мира.
Таким образом, за сравнительно краткий исторический срок государствами Кореи были восприняты важнейшие мировоззренческие концепции и религиозные представления, вызревавшие в Китае и Индии на протяжении многих веков. В IV - VI веках они образовали сложное сплетение с местными первобытными анимистическими культами, выражавшимися в поклонении духам Неба, Земли, Луны, горных вершин и пещер. Этот синкретический комплекс идей и верований способствовал формированию многоликого характера искусства раннефеодальных корейских государств, в котором самобытные фольклорные образы смешались с образами, пришедшими из разных стран Азии.
Автор: Н.А. Виноградова