Пластические искусства получили разнообразные формы выражения в средневековой Монголии. Вместе с внедрением ламаизма скульптура стала важным компонентом храмового интерьера, сосредоточивая на себе внимание молящихся. Статуи, изображавшие карающих и милосердных божеств обширного ламаистского пантеона, выполнялись в разных материалах: дереве и глине, бумажной массе, меди, бронзе, но всегда золотились или раскрашивались в яркие тона. Каноны их поз, жестов, пропорций, установленные за пределами Монголии, были нерушимы. Мастера следовали им с предельной точностью. И все же  национальный идеал красоты нашел свое совершенное воплощение в чужеземных образах.

Расцвет  буддийской пластики падает в Монголии на XVII - начало XVIII века и связывается с именем Дзанабадзара (1635-1724), как главы  монгольского духовенства, носящего имя Ундургэгэна. Выполненные им статуи божеств-спасителей, соединяющие в себе физическое совершенство, чувственную грацию и духовную наполненность, по праву принадлежат к классическим шедеврам восточной пластики.

 

 

 

 

Дзанабадзар. Бронзовая скульптура буддийского божества Зеленая Тара. XVII в. Улан-Батор, Музей изобразительных искусств МНР

Скульптура юной богини милосердия, так называемой «Зеленой Тары» (Улан-Батор, Музей изобразительных искусств МНР), выполненная Дзанабадзаром, отмечена не только найденностью своих пропорций, отточенностью движений, но и дыханием юности, грациозной женственности, которые придают новый смысл буддийской схеме  внутреннего самоуглубления, лишая ее холодной отчужденности и сухости. В рамках буддийской иконографии Дзанабадзаром был намечен и путь к индивидуализированному портрету (автопортрет; Улан-Батор, музей Чойчшин Ламын-сумэ).

Дзанабадзар. Буддийское божество Ваджрадхара. XVII в. Улан-Батор. Музей изобразительных искусств МНР

Статуи устрашающих божеств, призванные карать врагов буддизма, противопоставлялись высшим божествам своей повышенной экспрессией. Их яркая окраска, контрастирующая с сумраком храмового интерьера, создавала особый эмоциональный и психологический эффект. Им близки крупные и резко моделированные, выложенные выпуклыми алыми кораллами или расписные маски, предназначенные для религиозной мистерии-пантомимы цам.

Маска для религиозной мистерии цам с инкрустацией кораллами. XIX в. Улан-Батор, музей Чойчжин Ламын-сумэ

Искусство масок было одним из самых своеобразных жанров  средневековой Монголии. Тяжелые и массивные, они имели ярко  выраженный гротескный характер. Преувеличенные размеры черт лица, яркая раскраска, особая фактурность были рассчитаны на восприятие с  дальнего расстояния.

Монгольская живопись, подобно скульптуре, была преимущественно подчинена задаче украшения храмовых интерьеров, иллюстрирования священных книг. Выполненные по тибетским образцам иконы точно воспроизводили сложившийся за пределами страны  иконографический тип. Однако и здесь проявились свои характерные особенности -  повышенная национальная чуткость к декоративным возможностям  цвета, его открытым мажорным  сочетаниям, контрастности. Техника выполнения иконы была сложной, требовала большого мастерства. На подготовленный холст наносили меловой грунт, смешанный с клеем, который полировали кабаньим зубом. В качестве красителей употреблялись звучные минеральные краски. Метрическому канону соответствовали тонкие трафареты, проработанные, отточенные гибкие линии. В мерцающем свете светильников, в окружении золотых и расписанных красками статуй, в сочетании с сакральными предметами, яркими деталями архитектурных конструкций икона смотрелась как часть единого декоративного убранства храма. Помимо многокрасочных икон середины XVII века в Монголии появилась и двухцветная живопись, сводящаяся к сочетанию зол о-та с красным и черным фонами (техники мартан и нагтан), в которой мастерство линейного ритма достигло высокой выразительности.

В XVIII-XIX веках разработка задач декоративного оформления  интерьера привела к созданию звучных и многокрасочных икон-аппликаций, выполненных с большим совершенством. Эта техника нигде не  получила такого распространения и  такой художественной завершенности, как в Монголии. Наложенные на ткань куски парчи и шелка украшались дополнительно золотым шитьем, жемчугом, кораллами, бирюзой, придававшими иконе вид драгоценности. В Музее изобразительных искусств Улан-Батора хранятся многие образцы аппликаций, указывающие на разнообразие мотивов, введенных в круг священных тем, необычайную интенсивность цветовых сочетаний, во многом навеянных природой самой Монголии, яркой и солнечной, не знающей полутонов. Язык аппликации, более близкий и понятный, чем язык иконы, роднил эту область творчества со всем богатым миром декоративно-прикладных ремесел.

Практика жизни отточила традиции, породила классические формы  монгольской утвари. Изделия,  созданные из дерева, войлока, кожи,  металла, не менее совершенны по целесообразности своей композиции, чем скульптура и иконопись.  Ремесла Монголии - это целый мир, яркий и праздничный, сопровождающий человека на каждом шагу. Композиции роговидного орнамента - угалз и плетенки - ульзий, несущих пожелания счастья и богатства, встречаются на множестве предметов, складываются в  разнообразные живые сочетания. Щедро декорирована вся утварь скотовода - седла, конская сбруя. Вышивка тамбурным швом и аппликация  характерны для украшения одежды,  обуви, жилища. Яркие, необычайно  интенсивные по красочным  сочетаниям орнаменты геометрического характера покрывали одежду,  утварь, каждый из предметов мебели. Белизна войлочного покрова юрты считалась священной. Она подчеркивалась красными, синими и  зелеными тонами, придававшими ей удивительную нарядность. С давних времен мастера Монголии достигли большого искусства в украшении оружия, ювелирном мастерстве инкрустации драгоценными камнями по металлу, кости. Им известна тончайшая филигрань и чеканка.

В каждой из областей декоративного искусства раскрывается  самобытный образный мир монголов, выявляется мощное фольклорное  народное начало. Многие из образов, созданные на протяжении  средневекового этапа, продолжили свою жизнь в искусстве сегодняшнего дня.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Предыдущая статья здесь

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100