Монгольское искусство, вошедшее как яркое и самобытное явление в художественную жизнь народов Востока, прошло долгий путь развития. Его формирование совершалось под воздействием целого ряда факторов, связанных со сложными политическими судьбами страны, с ее территориальным положением, своеобразием климатических условий, особенностями ландшафта. Монголия - страна, расположенная в Центральной Азии. Ее культура, зародившаяся на обширных  пространствах высокого плоскогорья, в самом сердце Азиатского материка, вызревала в тесном взаимодействии и взаимопроникновении многих  восточных культур.

Формирование единой монгольской народности совершалось в XII-XIII веках. Однако задолго до выдвижения монголов на историческую арену на  территории бескрайних монгольских степей кочевали скотоводы со своими стадами, создавались родовые объединения, племенные союзы. Их связывали между собой единство языка, религия шаманизма. На протяжении тысячелетий здесь возникали и исчезали древние, а затем и  раннефеодальные государства, сменяли друг друга народы, значительная часть которых также принадлежала к монголоязычным.

Населявшие Монголию со второй половины I тысячелетия до н.э. по XII век н. э. хунну (гунны), сяньбийцы, тюрки, уйгуры и кидани оставили  обильные следы своей творческой деятельности, послужившей базой для развития собственно монгольской письменности, литературы и изобразительного искусства. Принципы художественного мышления,  слагавшиеся в процессе многовекового обмена опытом и своеобразного  сотворчества поколений восточных мастеров, в тех или иных формах были восприняты искусством последующих веков, легли в основу национальных традиций, способствовали формированию устойчивой  орнаментальной системы. В процессе развития искусство монголов впитало элементы культуры Средней и  Восточной Азии, Индии и Непала.

На сложение художественного сознания монголов в период  средневековья существенное воздействие оказала культура сопредельного с Монголией Китая. Немаловажное значение имели и контакты с Тибетом, из которого в XVI веке в Монголию проник буддизм в форме ламаизма. В монгольскую архитектуру феодального периода вошли многие элементы китайского деревянного и тибетского каменного зодчества, изобразительное искусство обогатилось целым рядом новых иконографических приемов,  орнаментальных мотивов, вобрало в себя новые сюжеты и образы. Однако  художественные принципы китайского и тибетского искусства не стали  основополагающими для искусства Монголии. Чужеземные образы, тщательно отобранные и  переосмысленные мастерами Монголии,  влились в ранее сформировавшуюся собственную художественно-стилевую систему, соответствовавшую другому укладу жизни, природному окружению, получили на местной почве новое и подчас неожиданное звучание, стали органической частью монгольского искусства.

В стране высокогорных зеленых пастбищ, раскинувшихся между гор и суровых пустынь, в условиях кочевого быта сложилось свое, особое восприятие цвета, формы, законов симметрии. В декоративном оформлении архитектурных ансамблей монастырей и храмов проявилось специфическое качество монгольской художественной культуры - верность традициям народного искусства, постоянное к ним обращение. С наибольшей полнотой эти  черты сказались в украшении жилища, утвари, предметов обихода. В них нашли выражение наблюдения над особенностями монгольской природы, любовь к контрастным и чистым, насыщенным цветовым сочетаниям, четкости и ясности орнамента, его неизменного соответствия функциональности и целесообразности предмета.

В своей исторической эволюции искусство, созданное древними  обитателями монгольских земель,  прошло ряд стадий, общих с искусством других стран. Вместе с тем  характерные признаки национального  художественного стиля выявились в нем на протяжении длительного феодального периода. Замедленный темп общественного развития  обусловил то, что феодальные отношения, сложившиеся в XII - XIII  столетиях, затянулись в Монголии вплоть до 1921 года, после чего,  минуя капиталистическую стадию, монгольское государство вступило на путь социалистических преобразований.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Более подробно об искусстве Монголии можно прочитать здесь.

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100