На территории Монголии обнаружены многочисленные следы первобытного искусства. Самые ранние памятники - сосуды с сетчатым орнаментом, а также рисунки, выполненные красной краской или процарапанные на поверхности скал, - повествуют о мире представлений древних охотников и скотоводов. Внимание создателей подобных  рисунков было сосредоточено на  изображении важных в жизни человека той поры животных - куланов, козлов, волков и змей.

Красота узоров бронзовых изделий, восходящих ко II - середине I  тысячелетия до н. э., говорят о дальнейшей эволюции художественного  сознания.

Наскальные росписи этого времени, а также гравированные орнаменты монументальных надмогильных каменных стел - так называемых «оленных камней», скульптурные украшения оружия, домашней утвари свидетельствуют о развитии чувства ритма, умении выявить красоту движения, включить в единую орнаментальную систему динамичную фигуру изображаемого животного - оленя с ветвистыми рогами, птицы или коня. Будучи составной частью целых культовых комплексов, «оленные камни»,  украшенные не только изображениями оленей, но и светил, обобщали  наблюдения над жизнью вселенной.

Конец I тысячелетия до н. э. ознаменовался созданием на территории Монголии крупного племенного союза гуннов. Гунны вели частично оседлый образ жизни, строили укрепленные городища, возводили дворцы, сооружали богатые погребения. Обнаруженные в курганах Ноин-Улы (Северная Монголия) привозные и местные ткани, разнообразные изделия из бронзы, серебра и золота, вышивки и войлочные  ковры с аппликациями (ковер; Ленинград, Эрмитаж) украшались фигурами зверей, выполненными в  причудливом и изощренном «зверином стиле». В динамическом ритме этих узоров, близких алтайским и сибирским, в их композиционной  завершенности и мастерстве нашли свое отточенное выражение  представления о силе, ловкости, красоте,  извечном противоборстве начал,  составляющих гармоническое равновесие мира. Многие геометризированные мотивы традиционного «звериного» орнамента продолжили свою жизнь в искусстве кочевников последующих времен.

Войлочный ковер из Ноин-Улы. Фрагмент. Конец I в до н. э. - начало I в. н. э.

Ленинград, Эрмитаж

Войлочный ковер из Ноин-Улы. Фрагмент

Каждое из племен, населявших монгольские земли, дополняло и  развивало сюжеты и образы искусства. На стадии феодализации кочевых народов, когда на территории Монголии сменяли друг друга  государственные образования жужаней, тюрков, уйгуров, киргизов и кида- ней, развились и достигли расцвета многие ремесла. Особой красотой отличались украшения конской сбруи и оружия богатых тюркских скотоводов, покрытые обычно орнаментом растительного характера. Тюрками в VI-VIII веках были воздвигнуты и первые скульптурные монументы, связанные с оформлением погребального культа и  прославлением боевых подвигов  военачальников. Ими созданы портретные образы полководцев, примером которых может служить голова  мемориальной статуи Кюль-Тегина (Улан-Батор, Государственный  центральный музей МНР). Хотя, в отличие от экспрессии и динамики зооморфных образов, ранние антропоморфные изображения отличала статичность, нерасчлененность, а порой и грубость форм, в портретах полководцев наметились и новые качества. В них выявились черты определенного этнического типа и воплотились представления о  властности, силе духа.

Голова мемориальной каменной статуи принца Кюль-Тегина. VI-VIII вв. Улан-Батор, Гос. центральный музей МНР      

В VIII-IX веках н. э. существенное воздействие на формирование  монгольской культуры оказали уйгуры, а в Х-XII веках - кидани. От  уйгуров, воспринявших манихейство и буддизм, монголы унаследовали письменность, от киданей к ним перешло значительное  художественное и литературное наследие в виде песен, стихотворений, эпитафий. Этнические предшественники монголов - кидани оставили совершенные по мастерству памятники зодчества и живописи – настенные росписи буддийского содержания, портреты. В цвете, композиции этих памятников прослеживается определенная общность с монгольским искусством последующих времен.

Созданные древними и раннефеодальными обитателями Монголии духовные ценности стали первыми звеньями в цепи развития истории собственно монгольского искусства.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Общие сведения об искусстве Монголии здесь. Продолжение здесь.

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100