По законченности, по осмыслению глубокой философской концепции мироздания Ангкор-Ват — памятник исключительный. Но стиль Ангкор-Вата, его детали, как конструктивные, так и детали оформления, можно встретить во всех постройках первой половины и середины XII века. Больше того, взлет искусства при короле Сурьявармане II был настолько высок, что каждый памятник привносил в этот совершенный стиль нечто свое, неповторимое.

 

 

Бантеай Самре. Середина XII века

Бантеай Самре. Центральная часть храма

К периоду высокой классики в кхмерской архитектуре, то есть ко времени создания Ангкор-Вата и еще два-три десятилетия спустя в районе Ангкора были построены несколько храмов и храмовых комплексов, таких как Тхомманон (1140), Бантеай Самре (1147), Бенг Меалеа (1150) и Тау Сай Тевода (1160).

Кроме того, постройки стиля Ангкор-Ват можно видеть по всей стране. Уже Сурьяварман II, расширяя свои владения, строит временные резиденции вне Ангкора (в дальнейшем это разовьется при короле Джайявармане VII). Большим количеством памятников при Сурьявармане II пополнилась провинция Кампонг Свай. Одно из святилищ — Преах Стунг относится к лучшим созданиям стиля. Украшающие его апсары привлекают особой изысканностью и грациозностью. Величавая гармония отличает и другое святилище — Преах Тхом, расположенное на острове в центре небольшого барая. По обе стороны от него раскинулись «библиотеки», в точности повторяющие «библиотеки» верхнего этажа Ангкор-Вата.

В восьмистах метрах от Восточного барая по узкой дороге, ведущей на юго-восток, расположен храм Бантеай Самре наиболее самостоятельное, выполненное в стиле Ангкор-Ват сооружение. Дорога от барая приподнята и оформлена балюстрадой наг, как бы связывающих водные просторы с храмом. Очертание центральной башни видно издалека, и по мере приближения становится все более четким, неотступно притягивая к себе. Однако по дороге к первой ограде неожиданно возникает длительная пауза: изящная крестообразная терраса с лепным основанием и внушительными фигурами львов-охранителей на время прерывает путь. После прохождения террасы приближение к памятнику происходит уже в ускоренном, все нарастающем ритме. Храм, увенчанный пятью башнями, расположен в центре двойного пояса красных латеритовых стен и выполнен в тех же пропорциях, что и Ангкор-Ват, только сильно уменьшенных: галерея, обращенная вовнутрь и окружающая храм, равна 40 х 35 м. От тройного прохода с восточной стороны открывается удивительная по своей живописности картина: огромные деревья, сплошь покрытые ярко-алыми цветами (они цветут несколько раз в году), обступают двор, в котором царит храм из серо-зеленого песчаника, весь покрытый пятнами патины.

Красота природного окружения памятника дополняет необычайную живость рельефов. Скульптура активных, насыщенных форм воспроизводит на фронтонах храма сцены из индуистского эпоса. Однако все сцены — и яростно сражающиеся воины, и плавно танцующее божество, и прыгающие обезьяны — сгармонированы и облагорожены, композиционно уравновешены с чисто кхмерским чувством меры. Тимпаны маленьких «библиотек», расположенных у входа, с восточной стороны украшены великолепными, развернутыми сценами с изображением гондхарв — небесных музыкантов, услаждающих слух богов, и небесных дев, играющих на арфе.

Бантеай Самре. «Музыкантши» — музицирующие божества. Деталь фронтона

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100