Природные условия Индокитайского полуострова сыграли важную роль в экономическом и историческом развитии государств, возникших на территории современной Камбоджи, определив их дальнейшее процветание. Поэтому прежде чем обратиться к истории страны, необходимо остановиться на географических и геологических особенностях той земли, которую заселяли древние кхмеры.

Подробнее...

Успехи мореплавания к концу I тысячелетия до н.э. привели в Юго-Восточную Азию индийских торговцев, которые застали аборигенов прибрежных районов Индокитая на стадии разложения первобытно-общинного строя и создания на рубеже нашей эры ряда прото-кхмерских государств. Исследователи древнейших цивилизаций этого района — историки, археологи и этнографы — неоднократно отмечали особую устойчивость мон-кхмерских народов по сравнению с другими народами Юго-Восточной Азии. Во II — I веках до н.э. мон-кхмерские народности были распространены по всему югу полуострова Индокитай, занимали юг современной Бирмы, большую часть Таиланда, всю территорию Камбоджи.

Подробнее...

Изготовление украшений было одним из источников благосостояния жителей Бапнома. Амулеты, печатки и архитектурные детали, вобравшие в себя отдельные элементы индийской иконографии, еще больше подчеркивают ярко выраженную местную традицию, где мягкость линий уступает место строгой графичности. Техническое совершенство ювелирных изделий, умело преобразованные растительные мотивы (например, закрытый и открытый цветок лотоса) свидетельствуют о высоком мастерстве и большом декоративном чутье.

Подробнее...

Стремление к свободному размещению фигуры в пространстве привело к тому, что статуи Кришны, найденные в Пном Да, уже отделены от стелы, гора Говардхана превращена лишь в атрибут в его руках, а тело юного героя приобрело пластическое равновесие. Утрачен смелый порыв, но возникла свобода движения. Кришна из коллекции Лион-Стокле в Брюсселе расположен на фоне стелы, изображающей гору, но уже отделен от нее. Фронтальность постановки (которая в дальнейшем станет характерной для кхмерских статуй) придает статическую монументальность, но здесь она еще счастливо сочетается с передачей трепетного чувства жизни. Этому способствует особая упругость округлых объемов торса, как бы наполненных живой плотью, а также тонкая пластическая моделировка отдельных скульптурных деталей и фигуры в целом.

Подробнее...

Середина VI века — переломный момент в кхмерской истории, связанный с возвышением Ченлы. Вассальское княжество Ченла занимало северную часть Бапнома. Молодое кхмерское государство, сложившееся в центральных районах полуострова, имело более прочную экономическую и политическую базу. В то время когда Бапном достиг своего расцвета, Ченла, находившаяся в среднем бассейне реки Меконг (на оси Се Мун от Руа Эг до Бассака), только набирала силы.

Подробнее...

В течение всего VII века создается огромное множество статуй мужских божеств. При общем типологическом сходстве каждая из них неповторима и является своего рода шедевром. К этому времени канонизированные элементы индийской скульптуры подверглись уже коренной творческой переработке местными мастерами, послужив основой для собственно кхмерской символики и собственных пластических и декоративных решений.

Подробнее...

Жизнеутверждающий характер кхмерской скульптуры VI — VII веков определяется зарождающейся мощью молодого кхмерского государства. С еще большей силой эти черты проявили себя в архитектуре. В самом центре страны, на месте современного Самбор Прей Кука, король Ишанаварман I строит город Ишанапуру. Около тридцати больших и малых городов окружали столицу, превращая огромную территорию в плотно застроенный массив. Сохранившийся храмовый комплекс в Самбор Прей Куке позволяет ясно представить, как создавалась Ишанапура.

Подробнее...

В храмах северной группы Самбора найдены прекрасные образцы круглой скульптуры, но особое место во всех строениях комплекса Самбор Прей Кук отведено рельефу. Новый взлет храмового строительства рубежа VII — VIII веков оказал существенное воздействие на формирование пластического мышления. Придворное искусство, ставшее в этот период самостоятельным и уверенным в себе, создает богато украшенные храмовые комплексы.

Подробнее...

Весь VII и начало VIII века — время, отмеченное поисками новых выразительных средств не только в круглой скульптуре, но и в рельефе. Раннее наддверие из Самбора, изображающее «Битву богов» с богом Индрой в центре (начало VII века, музей Гиме), еще очень робко воспроизводит в камне формы, близкие деревянной резьбе: консоли кажутся выточенными из дерева, а отдельные медальоны с марутами — богами ветров, очень выпуклые и пластичные, смотрятся изолированно друг от друга.

Подробнее...

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100