Китайская культура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многими неповторимыми особенностями. На земле Китая зародилась одна из первичных цивилизаций.
Подобно ряду других государств и народов, прежде чем вступить в эру новой истории, Китай прошел первобытнообщинный и рабовладельческий этапы, пережил особенно обширный по времени этап феодализма. На протяжении древности и средневековья китайский народ создал многочисленные художественные ценности непреходящего значения. Культура его отличалась не только богатством аспектов, но и большой жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоеваниями страны, художественная жизнь феодального Китая в целом была весьма активной. В течение многих веков она не утрачивала своей интенсивности, сплавляя в себе все внешние воздействия, сохраняя свою монолитность. Китайцы оставили потомкам богатое культурное наследие. Гений китайских мастеров прошлого вызвал к жизни неповторимые по красоте, яркой самобытности и разнообразию произведения зодчества, скульптуры, живописи и художественных ремесел, донес до наших дней одухотворенное звучание лирической поэзии, неистощимую фантастику легенд и мифов, пряный аромат городских новелл.
Важнейший след в жизни страны оставил древний период, на протяжении которого был заложен фундамент всей последующей культуры Китая. Огромный и неоднородный, он разделяется историками на несколько отрезков, выявляющих пути развития одной из древнейших цивилизаций мира от зарождения в ней первобытнообщинного строя до возникновения классов и становления государства во II тысячелетии до н. э., а также от образования многих мелких царств в I тысячелетии до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в III веке до н.э. - III веке н.э. На разных этапах древности зародились мифологические представления, сформировались философские взгляды, откристаллизовались в стройную систему этические и эстетические суждения. В процессе развития классового общества в Китае сложились присущие всем видам искусства оригинальные выразительные приемы, чрезвычайно устойчивые художественные образы и формы. Уже во II тысячелетии до н. э. там сложилась единая система иероглифической письменности, сформировались своеобразные конструктивные приемы зодчества и основы градостроительства.
Феодальное искусство, пришедшее на смену искусству древнему в первых веках нашей эры и созревшее в иных исторических условиях, естественно, во многом от него отличалось. И вместе с тем его связывала с древностью большая стилистическая общность. В отличие от многих стран в Китае переход к средневековью не сопровождался забвением и утратой достижений предшествующего этапа. Непрерывность развития культуры обусловила такую прочную преемственность традиций, что многие характерные особенности художественного языка, сложившиеся в глубокой древности, продолжали свою жизнь на протяжении всей феодальной эпохи.
Немаловажное значение для сохранения культурных ценностей имело не только относительное единство территории, на которой произрастали древняя и средневековая китайская цивилизация, но и единство письменного языка. Благодаря многочисленным техническим усовершенствованиям письменных средств, изобретению кисти и туши, применению с III века до н. э. для рукописей шелка, а с первых веков нашей эры бумаги, философы, поэты, живописцы и зодчие Китая могли из поколения в поколение передавать друг другу веками накопленный опыт, фиксируя движение творческой мысли в руководствах и трактатах, игравших роль своеобразной школы мастерства. Подобно вехам отмечали эти правила на разных этапах уровень эстетического сознания, отражая периоды его взлета, застоя или упадка. Обращение к проверенным временем образам и формам как в теории, так и в художественной практике, их совершенствование путем длительного наслаивания новых достижений на старые способствовали формированию устойчивых правил.
В пору расцвета средневековой культуры эти правила отличались гибкостью и широтой, служили мерилом высоких эстетических требований, предъявляемых к искусству. Они направляли в единое русло художественные поиски, содействовали выработке метода, систематизации взглядов и представлений. Однако не во все времена китайского средневековья, охватывающего собой около полутора тысяч лет, каноны играли прогрессивную роль. Рано расцветшая и вначале передовая по своим устремлениям феодальная культура Китая благодаря чрезвычайной замедленности темпов развития государства постепенно приобрела застойный характер, а бывшие прежде величайшими открытиями законы, утратив живую связь с жизнью, стали тормозом на пути ее поступательного движения. Эпоха феодализма в Китае столь велика по протяженности и своим свершениям, что включает в себя множество явлений самого разного порядка.
В развитии феодальной культуры Китая, как и в развитии культуры древней, можно выделить несколько этапов, наиболее значительных сточки
зрения художественных преобразований, имевших место в духовной жизни этой страны.
Это ранний период (IV - VI вв. н.э.) - время начального формирования принципов китайской феодальной культуры.
Период расцвета (VII - XIII вв.), когда происходило утверждение ведущих видов и жанров искусства, воплотивших наиболее совершенные и передовые достижения эпохи.
Поздний период (XIV - середина XIX в.), связанный с известной стабилизацией жанров, воспроизведением прежних образов и тем. Этот огромный и неоднородный этап выявляет противоречивую картину завершающих столетий китайской феодальной культуры, приобретающей все более замкнутый характер.
На протяжении эпохи средневековья художественная жизнь Китая достигла высокого расцвета. Сложившееся на базе высокоразвитой цивилизации искусство в пору своего расцвета охватывало самые разнообразные стороны жизни, воплощало в красоте и совершенстве архитектурных ансамблей, тонком очаровании пейзажных композиций, изысканности изделий декоративных ремесел гуманистическую направленность идеалов своего времени. Обладавшее уже на ранних этапах феодализма развитой и сильной художественной традицией, искусство Китая, естественно, служило образцом для ряда сопредельных стран. В свою очередь китайской культурой многое было творчески воспринято от таких древних государств, как Индия, Иран, Афганистан. Типологическая близость культур ряда стран восточных регионов во многом определялась сходством конкретно-исторических форм феодализма и выросших на его базе религии, философии, эстетики. Воздействие индийского искусства активно сказалось на развитии раннесредневековой буддийской пластики Китая; иранские мотивы можно проследить в декоративном искусстве - керамике и тканях VII-X веков.
Развитие китайского, как и всего восточного средневековья, имеет ряд общих черт и со средневековьем западным. Стремление к синтезирующему охвату всех жизненных явлений, к установлению их взаимосвязей, поиски выражения в каждой детали бытия идеи вселенной характеризуют в равной мере западную и восточную культуру феодального этапа. Вместе с тем особенности художественного мировосприятия, своеобразие исторических судеб, жизненных условий, климата и ландшафта Китая породили свои выразительные приемы, способствовали сложению неповторимой образной системы. Не случайно ведущее значение здесь получили иные, чем в европейских странах, жанры искусства. Как и в любой другой стране, мир природы был в Китае с глубокой древности объектом пристального наблюдения. Однако, в отличие от тех стран, где мерой всех вещей стал человек, через образ которого передавались ощущения жизни и представления о мире, в стране гор и обширных речных долин, где стихия засух и наводнений исстари властвовала над человеком, таким эталоном стала сама природа. Она превратилась в объект религиозного поклонения и философского осмысления.
Под воздействием отношения к природе как к огромному космосу, малой частицей которого является человек, сформировалось художественное сознание китайского народа. Вся жизнь человека, вся его духовная деятельность стали соизмеряться с природой, а общение с ней превратилось в сложную и детально разработанную эстетическую систему. Открытие эстетической ценности природы обусловило в Китае сложение своеобразного пространственного мышления, вызвало гораздо более раннее, чем в других странах, возникновение самостоятельного жанра пейзажной живописи, на многие века завоевавшего ведущее положение в художественной жизни общества. Именно через природу люди того времени пытались осмыслить главные законы бытия.
Естественно, что пейзажная живопись не исчерпывала всего многообразия тем и образов китайского средневекового искусства. В поисках наиболее всеобъемлющего выражения представлений человека о мире разные поколения на разных этапах обращались к эстетическим возможностям пластики, каллиграфии, живописи в ее многочисленных аспектах. Так, например, вместе с приходом в Китай в первых веках нашей эры религии буддизма, иконографические каноны которой отразили идеалы, сложившиеся за пределами этой страны, символический облик вселенной отождествился с образами милосердных и карающих божеств, населяющих небесные и подземные миры, а одним из ведущих видов искусства IV-VIII веков стала скальная храмовая скульптура. В XI-XIII веках, когда ортодоксальный буддизм пришел в упадок, уже не скульптура, а живопись и каллиграфия выражали пантеистическое сознание.
Особенности искусства позднего средневековья с
наибольшей полнотой выявились в архитектуре и художественных ремеслах. Но при всех изменениях в соотношении видов и жанров искусства эстетический идеал развитого китайского средневековья отчетливее всего воплотился в пейзажной живописи. Пантеистическое мировосприятие в период расцвета средневековой китайской культуры как бы подчинило живописи разнородные виды художественной деятельности, направив их в единое русло. Не будет преувеличением сказать, что живописное пейзажное начало стало господствующим, определяющим специфику поэзии, декоративных искусств. В ассоциативности мотивов художественных ремесел, в торжественном спокойствии и отчужденности от суеты средневекового китайского портрета прямо или косвенно отразилось то развитое чувство природы, то ощущение вечности и гармонического единства мира, которые так совершенно проявились в пейзажной живописи Китая. За частным мастера всегда видели всеобщее, сообщая каждой малости универсальную значительность.
Глубокое родство связывало также живопись и зодчество средневекового Китая. И архитектура, основанная на решении широких пространственных задач, и живопись являлись как бы различными формами выражения единых представлений о мире, подчиненных общим законам. Подобно художнику-пейзажисту, стремящемуся к фиксации не столько конкретных деталей местности, сколько к созданию образа мира в целом, где противоборствуют стихийные космические начала, китайский зодчий, для которого понятие дома включало понятие природного окружения, воспринимал создаваемые им дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого природного ансамбля. В величавых архитектурных комплексах Китая нашел отражение всеобъемлющий взгляд на мир средневекового живописца. И хотя традиции зодчества были более древними, чем традиции живописи, только в пору зрелого средневековья, одновременно с совершенствованием мастерства пространственной композиции в живописи, китайские зодчие овладели неповторимым искусством использования природных просторов как живописного фона в своих садово-парковых ансамблях.
Неустанное наблюдение природы, тяга к обобщению ее законов способствовали кристаллизации художественных приемов, превращению их в стройную систему. Результатом долгих художественных поисков явилось оформление картин в виде длинных горизонтальных и вертикальных свитков. Оно давало возможность средневековым живописцам Китая решить проблему пространства и времени в их неисчерпаемости, показать мир в его бесконечности и многообразии. Многометровый горизонтальный свиток, развертываемый в руках, предполагал постепенное ознакомление зрителя с его сюжетом, тогда как вертикальный, повешенный на стену, раскрывал перед ним, словно по волшебству, всю необъятную ширь мироздания. Отобранные длительной практикой выразительные приемы позволили китайским художникам высказывать свои ощущения разнообразными средствами. Уже с VIII века наряду с водяными минеральными красками стала применяться только черная тушь, позволявшая достичь впечатления единства и цельности природы путем градации тончайших нюансов. Тогда же сложились две манеры письма. Одна - тщательная и скрупулезная, другая - свободная и живописная.
Сочетание линии и пятна составило один из секретов нескончаемого разнообразия и выразительности китайских картин. Мастерство нюансировки в соединении с остротой и силой линейного штриха помогали создать впечатление воздушности и отстраненности от зрителя туманных далей, приближенности переднего плана. Белая матовая поверхность бумаги, не отражавшая света и легко впитывавшая тушь, равно как и зернистая шелковая ткань, умело трактовалась живописцами как пространственная воздушная среда. Эскизность и незавершенность, возведенные в творческий принцип, активизировали фантазию зрителя, заставляя домысливать произведение, почувствовать себя соучастником творческого процесса.
Символический по своей природе, тяготевший к выражению единства и бесконечности вселенной, китайский средневековый пейзаж, получивший название «шань-шуй» («горы-воды»), обобщил и синтезировал наблюдения над самыми характерными особенностями китайского ландшафта. Поэтому китайские картины не являлись натурными зарисовками. Весь их композиционный строй, особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек, их воспринимающий, ощущал себя не центром мироздания, а мельчайшей частью, подчиненной его законам. В китайских пейзажных композициях отсутствует линейная перспектива, замененная так называемой рассеянной перспективой, нет единой точки схода, пространство как бы распространяется ввысь, горные пики устремляются в небеса, хижины и лесные тропинки теряются в необъятных просторах природы. Мир вымысла сочетается в китайских картинах с миром реальности. И вместе с тем неиссякаемая ценность китайской пейзажной живописи заключается в том, что навеянные самой природой вдохновение и концентрация поэтических глубоких чувств сохранились для грядущих поколений независимо от того скрытого подтекста, который имел значение во время создания этих картин.
Китайская средневековая живопись, обобщившая высочайшие эстетические достижения своего времени, явилась значительным вкладом в художественную культуру человечества. Наряду с зодчеством она принадлежит к сокровищам мирового искусства. На протяжении всей эпохи средневековья остальные виды изобразительного и декоративного искусства как бы подхватывали и развивали основные идеи этих ведущих областей творчества.
Автор: Н.А. Виноградова