В первой половине XX в. под влиянием японской лаковой живописи и появившейся в Европе техники использования искусственного лака, в искусстве Нового Китая стали происходить некоторые «перемены». Появился новый, европейский способ обучения лаковому искусству, зародилось «движение за современное китайское лаковое искусство» [Соколов-Ремизов, С. Н. Литература – каллиграфия – живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока / С. Н. Соколов-Ремизов. – М., 1985., c. 68–71].

Появившиеся в конце династии Цин и начале Китайской Республики «Группа обучения ремеслам» в Чэнду, «Уроки обучения ремеслам и подражанию древности» в мастерской «Цзюбаочжай» в Пекине, «Учебные курсы ремесленников» в монастырском приюте в Фучжоу – самые ранние прототипы высшего профессионального образования в сфере искусства лака. Ли Чжицин (李芝卿), Чэнь Фувэнь (沈富文), Лэй Гуйюань (雷圭元), три основателя «движения за современное китайское лаковое искусство», имели одну общую черту [Цяо Шигуан. Лаковое искусство. Ханчжоу: Изд-во Китайской академии художеств, 2000., c. 158]: у них у всех был опыт обучения за границей и в то же время они были большими экспертами по традиционному китайскому искусству.

Ли Чжицин в 20-х годах изучал в Японии лаковое ремесло, сам он родился в семье мастера по лаку в Фучжоу, а потому он смог внести большой вклад в появление новых способов выражения в современной лаковой живописи Китая [Хуан Чжунъюнь. Современная лаковая живопись: рождение и развитие // Вестник Миньцзянского университета, 2009. – № 20 (4)., c. 53]. Шэнь Фувэнь обучался масляной живописи в Ханчжоуском государственном институте искусств, в 30-х годах отправился в Японию и стал учеником известного мастера Мацуды Гонроку, а после возвращения в Китай провел много времени в Дуньхуане, изучая традиционные фрески и орнаменты. Он создал самое первую лаковую картину на плоскости, открыл первый из появившихся курс по лаковому искусству в высшей школе [Цяо Шигуан. Обсуждение лакового творчества // Декор. Изд-во университета Цинхуа, 1983. – № 1., c. 88]. Лэй Гуйюань в 40-х годах учился во Франции, изучал в известной «Мануфактуре Гобеленов» европейское лаковое искусство. Этот художник тоже создал множество значимых картин современной лаковой живописи, и к тому же инициировал «повторное открытие» европейского искусственного лака [Цяо Шигуан. Развитие с упором на традиции : мой взгляд на расцвет лаковой живописи Китая // Декор, 1997. – № 1., c. 34].

В начале 60-х в Пекине и Шанхае провели выставки вьетнамских лаковых картин, они всколыхнули художественные круги, подтолкнули лаковое искусство Китая к осознанию собственной уникальности, отделению его от традиционного прикладного искусства и формированию в полностью самостоятельный вид живописи [Цяо Шигуан. Крупнейший отдел художественного образования. Книга изящных искусств. Лаковое искусство. – Ханчжоу: Издат. Дом Академии изящных искусств Китая, 2000., c. 73].

Китай стал отправлять учеников во Вьетнам для изучения вьетнамского лака, Цяо Шигуан и Ли Хунъинь из Центральной академии искусства и дизайна отправились в Фуцзянь обучаться лаковому ремеслу и начали создавать работы в технике лаковой живописи. В данной академии открылись курсы по лаковому искусству, ее студентов и преподавателей отправляли на стажировки на лаковые мануфактуры для всестороннего изучения традиционных техник. Художники стали все более глубоко проникать в такое традиционное направление, как лаковое искусство, привнося в него и личный опыт обучения в области изящных искусств и научный подход. Это помогло отказаться от ограниченного способа передачи умений исключительно от мастера к ученику, привнесло в искусство лака новые идеи и способы создания произведений. Все это стало основой для окончательной самостоятельности лаковой живописи [Цяо Шигуан. Беседы о лаке и живописи. – Народное изд-во изобразительных искусств, 2004., c. 13]. Множество художников стало создавать свои произведения в этой технике, большое количество лучших из их работ получили широкую известность.

На Шестой всекитайской художественной выставке, проходившей в 1984 г., Министерство культуры Китая и Союз китайских художников официально признали лаковую живопись в качестве самостоятельной техники изобразительного искусства. Сто двадцать работ лаковой живописи были представлены на данной выставке в Галерее изобразительных искусств Китая, при этом три из них получили серебряные награды, а четыре – бронзовые. Это событие открыло новые возможности для дальнейшего развития лаковой живописи. На «Первой китайской выставке работ лаковой живописи», состоявшейся в 1986 г. в Пекинской Галерее изобразительных искусств, было представлено более семисот произведений.

На Седьмой Всекитайской художественной выставке лаковые картины были удостоены одной золотой, двух серебряных и одиннадцати бронзовых наград.

«Ккитайская выставка работ лаковой живописи», «Выставка китайских лаковых картин 2005 г. в г. Сямэнь», «Вторая Всекитайская выставка работ лаковой живописи 2007 г.», проходившая в г. Гуанчжоу, «Выставка работ лаковой живописи Китая и зарубежных стран 2007 г.», состоявшаяся в Сямэне – все эти мероприятия раз за разом поднимали лаковую живопись на качественно новый уровень [Цяо Шигуан. Обсуждение лакового творчества // Декор. Изд-во университета Цинхуа, 1983. – № 1., c. 56].

Современное лаковое искусство Китая, благодаря своей своеобразной красоте, за двадцать лет своего постепенного развития начиная с 1962 г. завоевало признание общества, породило множество прекрасных живописных произведений, сформировалось в важную составляющую современных изящных искусств Китая. Уже в XXI в. была проведена большая выставка китайской лаковой живописи, которая была открыта в выставочном центре г. Сямэнь. Это была самая крупная выставка лака в истории Китая, в ней участвовало 218 произведений высокого уровня мастеров со всей страны [Чэнь Цзыхао. Современная трансформация творения лаковой живописи Китая // Китайское искусство, 2011., c. 56].

Из этих работ особую награду получили две – «Новый год» (данянь, 《大年》) и «Песня птицы в синем небе» (няор цзай ланьтянь гэчан《鸟儿在蓝天歌唱》).

Чэнь Цзиньхуа. Новый год. 2002 г.

Китайский лак, яичная скорлупа, свинцовая пыль.

110х190 см

Цуй Цзюньхэн. Птицы поют в небе. 2002 г.

Китайский лак, яичная скорлупа.

70x90 см

Что же касается международного обмена, в 1963 г. китайские картины лаком приняли участие в выставках в Новой Зеландии и Вьетнаме, организованных Комиссией Китая по культурному обмену с иностранными государствами; в 1982 г. картины выставлялись на «Весеннем салоне» во Франции, совместно организованном союзами художников двух стран; в 1986 г. Отдел организации выставок за границей Министерства культуры Китая провел выставки в Советском Союзе, в ленинградском Эрмитаже и московском Музее искусств народов Востока, под общей темой «Современная лаковая живопись Китая», шесть из выставленных работ вошли в коллекцию Музея искусств народов Востока [Чжан, X. Особый характер языка лаковой живописи и изделий из лака / Чжан Xунвэй // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 8 (28), c. 267–269].

Цай Кэчжэнь. Без названия. 1983 г.

Китайский лак, яичная скорлупа

В 1991 г. Ассоциация китайско-японской дружбы и Общества японско-китайской дружбы совместно организовали «Выставку современной лаковой живописи Китая», которая проводилась в галерее искусств Общества японско-китайской дружбы в Токио, художественной галерее г. Фукуока и других местах [Чжоу Цзяньши. Исследования современного японского лакового искусства // Китайский лак, 2007. – № 26 (1)., c. 59]. В 1994 и 1996 гг. китайские картины лаком последовательно были выставлены в Сеуле и Пекине на «Выставке, посвященной контактам в лаковом искусстве между Китаем и Кореей» [Ким Хуэй. Тенденции и уроки развития современного корейского лакового искусства // Декор, 2003. – № 9., c. 35]. Частые международные контакты повысили влияние и значимость китайского лака за границей, и таким образом лаковая живопись Китая вошла в новую эпоху постоянного обновления [Сокровища Шанхайского музея. Каталог выставки. – Шанхай, 2007., c. 34].

Автор: Чжан Хунвэй

Продолжение следует

О первом, втором, третьем, четвертом и пятом этапе развития лаковой живописи Китая Вы можете узнать здесь, здесь, здесьздесь и здесь

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100