История государственности на территории Монголии и подвластных чингисидам покоренных территорий в рассматриваемом курсе лекций характеризуется разнообразием форм организации: от племенных союзов и каганатов до единого Монгольского централизованного государства, от евразийской империи «ЙЕКЭ МОНГОЛ УЛС» до постимперского периода истории номадного общества. Потеря государственности монголов в период насильственного включения в Цинское государство, что завершилось антиманьчжурской национально-освободительной борьбой, привела к формированию автономного государства в Центральной Азии.

В данном разделе рассмотрены проблемы многовековой самобытной кочевой культуры монголов. Развитие буддизма в номадном обществе тесно связано с социально-экономическими изменениями в монгольском кочевом обществе. Также показана многовековая динамика распространения буддизма в степях Монголии — с момента возникновения и до принятия в качестве государственной религии в период правления Хубилай-хана, раскрываются проблемы развития буддизма в клерикальном феодальном обществе монголов, а также рассмотрено существование феодально-теократической формы правления в Монголии (1911-1924), также подняты проблемы  межконфессионального мира в Монголии в начале XXI в. — тэнгрианство, буддизм, ислам, христианство (католическое, протестантское, православное) — актуализируют особый подход к их изучению.

Образование ранней государственности протомонгольских народов способствовало коренным изменениям в жизни кочевников. Внутри древнемонгольских племен ускоряется процесс имущественной и социальной дифференциации. Происходит выделение наиболее сильных в военно-экономическом отношении племен, формируются новые государственные и этноязыковые центры.

Ранняя история народов и государственных монголоязычных образований Центральноазиатского ареала, происходившая вдали от Европы, в синхронные исторические периоды имела определенную историческую логику.  Она характеризуется, с одной стороны, множеством военных конфликтов, созданием на руинах одного государства другого, с другой — более длительными, нежели периоды военных конфликтов, временами мира и порядка, торговли и сотрудничества между различными народами и государствами. Гибель государства не означала полного исчезновения завоеванных народов. Опыт предшествующих государств транслировался в опыт новых государственных образований.

Монголы как представители кочевой цивилизации, насчитывающей тысячелетнюю историю, начиная с эпохи гуннов, в своей объединительной и экспансионистской политике руководствовались историческим опытом государственности в формах, известных в ранних государствах Центральной Азии.

Созданию единого государства монголов в эпоху средневековья предшествовал длительный период эволюции протомонгольского общества и исторических форм государственности, характерных для кочевой цивилизации в целом.  Собранные воедино, они в полной мере отражали своеобразие исторического пути государственности номадов. С другой стороны, средневековая государственность монголов развивалась при непосредственном контакте и взаимопроникновении, взаимовлиянии разных культур, особую роль в этом процессе играли земледельческие цивилизации.

Выход на международную арену монголов, объединенных выдающимся полководцем и государственным стратегом, политиком Чингисханом, был предопределен конкретными предпосылками.

Средневековая монгольская государственность формировалась медленно и постепенно, на основе многовекового политического опыта государств Центрально-Азиатского региона. Для идеологического закрепления в регионе могущества Монгольского государства, кроме передового опыта для своей эпохи военного искусства, развитой военно-стратегической теории и ясности идей, которыми руководствовался в завоевательной политике основоположник государства Чингисхан, существовала необходимость постоянного развития государственной философии, идеологии, совершенствования форм управления, государственных институтов.

Все это получило воплощение в принятии «Великой Ясы Чингисхана» («ЙЕКЕ ДЗАСАГ»), классического закона, закрепляющего государственно-правовые нормы и государственность политической организации общества кочевников Центральной Азии (период средневековья и Нового времени).

Опыт создания, развития и расцвета средневековой монгольской государственности имеет важное историческое значение, особенно для государств евразийского историко-культурного ареала.

Международная деятельность мировой империи монголов, опустошительные захватнические войны, которые вели монголы в XIII-XV вв., надолго задержали развитие производительных сил и культуры не только народов завоеванных им стран, но и самого монгольского народа. Это в конечном счете обусловило длительную экономическую и политическую раздробленность Монголии.

В конце XIV — начале XV в. монголы были расселены на огромной территории — от Байкала и предгорьев Хингана на востоке до Тянынаня на западе, от верховьев Иртыша и Енисея на севере до Великой Китайской стены на юге. Авторитет и реальная власть всемонгольского хана, особенно после падения Юаньской династии, стали быстро падать. Ханский престол все более и более превращался в орудие групповой борьбы между различными кланами чингисидов: свергали с трона и убивали одних ханов для того, чтобы посадить на трон других, более угодных им ханов.

В 1372 г. в Монголию вторглись войска Минской династии, монгольские ханы начали терпеть поражения. Китайские источники свидетельствуют, что в конце XIV в., после 1388 г., на протяжении 12 лет в Монголии сменилось пять ханов, каждый из которых в результате дворцового переворота был свергнут с престола и уничтожен своими противниками. Поэтому период начала политической раздробленности, или постимперский период, в истории Монголии относится к концу XIV в. В конце XIV — начале XV в. начались длительные междоусобные войны между западными и восточными феодалами Монголии. 

Одной из решающих при­чин борьбы было прекращение торговых связей между монгольскими княжествами и Китаем. В ходе этой борьбы ойратские ханы вышли из подчинения всемонгольскому хану, ставка которого находилась на востоке. Минская династия вначале весьма одобрительно отнеслась к стремлению ойратских ханов сблизиться с Китаем. Она рассчитывала использовать их для борьбы против феодалов Восточной Монголии. 

В начале XV в. страна фактически распалась на две части, каждой из которых управлял свой правитель. В течение всего XV в., с одной стороны, происходила не прекращавшаяся борьба между правителями запада и востока, а с другой — систематические вооруженные набеги монгольских отрядов на пограничные районы Китая.

В 1479 г. ханский престол занял Бату-Мункэ (1460-1543), известный в истории как Даян-хан. В годы его правления была предпринята вторая попытка преодолеть раздробленность и объединить страну под властью всемонгольского хана.  К 1488 г. Даян-хан подчинил большую часть земель и пастбищ владетельных князей страны. 

После смерти Даян-хана в 1543 г., который был последним всемонгольским ханом, Монголия вновь, на этот раз окончательно, распалась, поделенная между сыновьями Даян-хана.

В середине и второй половине XVI в. в Южной Монголии ханский престол занял внук Даян-хана, известный под именем Алтан-хана тумэтского (1507-1582). Правление Алтан-хана характеризовалось в первую очередь его настойчивыми попытками вести нормальную торговлю с Китаем. В области внутренней политики следует отметить стремление Алтан-хана создать в Монголии очаги земледелия и ремесла. Он был среди монгольских правителей первым, объявившим желтошапочный ламаизм официальной религией и положившим начало распространению буддизма в стране.

Новый исторический этап Монголии охватывает период с XVII по XVIII в. —

Время расцвета «малых ханств». Данный период характеризуется существованием нескольких монгольских государственных образований, ханы которых вели себя по-разному в условиях обострения обстановки в стране и ухудшения отношений с соседними странами.

Южная Монголия, где ведущую роль играло Чахарское ханство, делилась на ряд мелких ханств. В Халха-Монголии находились Тушету-ханство, Сэцэн- ханство, Дзасакту-ханство, а также появившееся в конце XVII в.  Сайн-нойон ханство. Нельзя не упомянуть государство Алтан-ханов, существовавшее на протяже­нии всего XVII в. в районе Увса-нора (Западная Халха).

В Западной Монголии в самом начале XVII в. возникло крупное Ойрато-Джунгарское ханство. Между ними нередко вспыхивали конфликты, что не могло не затруднить создание единого общемонгольского союза.

В XVII-XVIII вв.  завершаются масштабные миграционные потоки номадов с Центральноазиатской котловины в Европу. Калмыки были последними в череде азиатских кочевников средневековья, которые приходили в Европу, и единственными, кто вернулся на родину предков. Приход гуннов из Центральной Азии в Восточную Европу — начало периода истории Средних веков, а уход их далеких потомков — калмыков — из Восточной Европы в Центральную Азию стал завершающим периодом. Это была последняя крупная миграция кочевников в истории человечества, и в этом заключается ее всемирно-историческое значение.

XVII-XVIII вв. — время возвышения маньчжурской Цинской династии, создавшей на территории современного Северо-Восточного Китая Маньчжурское военно-феодальное государство. Это время широкой Цинской экспансии в монгольском мире, расколотом на многочисленные самостоятельные объединения. Монгольскому народу приходилось в трудных условиях отражать натиск Цинов, отстаивая свою независимость. В ходе национально-освободительного движения показали себя такие видные руководители-патриоты, как Лигдэн-хан, Цогт-тайджи, Галдан-Бошокту-хан, Амарсана, Чингужав и другие.

Маньчжурское иго губительным образом отразилось на материальном, культурном уровне жизни монгольского народа, и существовала угроза физического вымирания.

Отрицательным социально-демографическим фактором монгольского социума явилось то, что к концу маньчжурского господства почти половину мужского населения страны составляли ламы. Наличие многотысячной армии лам, давших обет безбрачия, имело своим неизбежным результатом снижение браков и рождений. С другой стороны, в Монголии находилась огромная колония китайских купцов-ростовщиков и их служащих, проживавших в стране временно и без семей.

Все это не могло не отразиться на монгольской семье.  Отрицательное влияние китайского торгово-ростовщического капитала не давало стране развиваться в рамках новых экономических отношений, существовавших в Центрально-Азиатском регионе.

В период вхождения мировой экономики в империалистическую стадию Цинская династия сама становится объектом притязаний со стороны быстрорастущих империалистических государств. Главными претендентами на господство в Монголии, входившей в Маньчжурское китайское государство, выступали Япония и царская Россия, имевшие далеко идущие планы. Помимо Японии и романовской России активное участие в борьбе за господство в Монголии принимали и другие империалистические государства, особенно США и Англия, которые стремились захватить монгольский рынок.

В 1911 г. начинается связанный с Синьхайской революцией в Китае подъем национально-освободительного движения монгольского народа. В результате было свергнуто более чем двухвековое господство маньчжурских завоевателей и провозглашено независимое Монгольское государство. Неограниченным монархом нового теократического государства был объявлен глава ламаистской церкви в Монголии Богдо-гэгэн Джебцзун-Дамба-хутухта.

Основу внешней политики Монгольского государства после провозглашения независимости составляла борьба за международное признание ее суверенитета. Монгольские правящие круги стремились создать объединенное государство, включавшее Халху, Западную Монголию и княжества Внутренней Монголии.

Многовековые сложнейшие международные дипломатические разногласия в Центрально-Азиатском регионе в первые десятилетия XX в. завершились подписанием ряда компромиссных документов: заключение в августе 1912 г. тайного русско-японского соглашения в Петербурге, в том числе и о Монголии; подписание в ноябре-декабре 1912 г. Соглашения между Россией и Монголией в Урге; заключение в Пекине в конце 1913 — начале 1914 г. русско-китайской декларации об автономии Северной Монголии; подписание в мае 1915 г. Китаем, Россией и Монголией Кяхтинского соглашения.

Краткий период существования монгольской феодально-теократической монархии (1911-1924) занимает важное место в истории страны. В период феодальнотеократической монархии продолжала усиливаться эксплуатация аратства, постоянно возрастала сумма податей и налогов, взимавшихся с населения. Необычайно затянувшийся процесс феодальной раздробленности, приведший к потере политической независимости страны и установлению маньчжурского ига, — одна из решающих причин социально-экономического и культурного отставания Монголии к началу XX в.

Возрождение монгольской государственности послужило дальнейшему подъему национального самосознания монгольского народа. Хотя Монголия в результате явного вмешательства империалистических держав и политики правящих кругов феодально-теократической монархии на этом этапе не добилась полной независимости, монгольский народ за эти годы вел национально-освободительную борьбу.

Включившись в революционный процесс при содействии Советской России, Монголия на длительный период стала плацдармом для распространения марксизма в странах Азии. В проведении активной внешней политики ленинского правительства в Монголии все большая роль стала отводиться лидерам Коминтерна, бурятским и калмыцким советникам.

На внутриполитические процессы страны в 1920 г. большое влияние начинают оказывать международные региональные факторы. Например, в ходе гражданской войны российский офицер барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг был выбит большевиками из Сибири на территорию Монголии.  Китайское правительство попросило военную поддержку у РСФСР для борьбы с ним, что дало дипломатический повод лидерам Советской России ввести в номадную страну отряды Красной Армии, поддержать вооруженной силой формирующуюся просоветскую Монгольскую народную армию (МНА).

В современной методологической науке монгольская революция определяется как национально-демократическая. Она начиналась как общенациональное освободительное движение, главнейшей задачей было национальное возрождение, восстановление государственности. Но революция 1921 г. носила демократический характер, поскольку существовала другая цель — реформирование и модернизация традиционного монгольского общества с учетом национальных особенностей, в ходе которого существенно изменились ее облик, социальная структура, возникли новые политические институты, а также была предпринята попытка модернизации государственности по советскому образцу.

Таким образом, в МНР была реализована ныне дискуссионная теория «перехода под руководством марксистских партий ранее отсталых государств к социализму, минуя капиталистическую стадию развития».

В середине 50-х гг. XX в. Международным отделом ЦК КПСС было разработано два пути развития, учитывающих некапиталистический путь развития, проделанный к тому времени Монголией: путь социалистической ориентации для освободившихся стран и учение о социально-экономической многоукладности бывших колониальных и зависимых стран.

XX век в истории страны, истории монгольского аратства — это беспримерный переход от кочевого общества к аграрно-индустриальному государству. Несмотря на не совсем удачные социально-политические эксперименты, проводимые МНРП под руководством КПСС, в монгольском обществе сохранялись многовековые номадные традиции в экономике, идеологии, быту.

В период некапиталистического пути развития монгольского общества происходило формирование социалистической морали в аратской среде.  В самосознании монгольского номада произошел громадный духовно-идеологический разлом, характеризующийся в настоящее время отходом и возвращением к тэнгрианству и буддизму.

В условиях формирования современного демократического монгольского общества деятельность МНРП и МРСМ по построению нового аратского государства эпохи социализма требует критического, непредвзятого обсуждения в научной среде кочевниковедов-монголоведов.

Период некапиталистического развития МНР — это специфическая форма государственного устройства. Период, в ходе которого монгольский народ находился в одном ряду с передовыми по цивилизационному развитию странами, что нельзя отбрасывать и недооценивать.

Несмотря на многочисленные трудности и невзгоды монгольского народа в

период средневековья и Нового времени, огромные испытания аратского государства в XX в., сохранившиеся и активно восстанавливаемые многочисленные памятники прошлого свидетельствуют о том, что монгольский этнос на протяжении многих столетий создал свою богатую самобытную культуру. Этот феномен по праву входит в сокровищницу мирового культурного наследия. Обогащенный этим, творчески используя духовное наследие предков, в новых исторических условиях монгольский народ находится в одном ряду с цивилизованными государствами мира.

Автор: В.Д. Дугаров

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100