Среди изобразительных искусств ведущим видом в XV-XVIII веках становится живопись на свитках, переживающая наряду с зодчеством эру своего высокого подъема. Мастерство владения кистью  включалось в число конфуцианских добродетелей и поощрялось правящими кругами, придававшими занятиям живописью важное этико-воспитательное значение. Развитию этого вида искусства, насчитывавшего давние традиции, способствовало основание в 1392 году по специальному указу правителя придворной академии живописи Тохвавон (позднее переименованной в Тохвасо и  просуществовавшей вплоть до XIX века). Академия выплачивала живописцам жалованье, давала им заказы,  регламентировала и направляла их  творческую деятельность. Живописцы относились к привилегированному сословию, занимали высокие  государственные должности.

К XV веку сложились основные жанры корейской национальной  живописи на свитках: «цветы-птицы», пейзаж, портрет, бытописательная и анималистическая живопись. Эти жанры тесно связывались с жанрами литературы, искусством каллиграфии. Картины писались на шелку и на бумаге, основными живописными средствами были кисть, прозрачные водяные или плотные гуашного типа краски, применявшиеся в соответствии с разными декоративными задачами. Но выше всего ценилась черная тушь с ее богатством оттенков, тонкостью  живописных нюансов, разнообразием  линейных штрихов, пятен, размывов.

Крупнейшими пейзажистами XV - XVI веков были Ан Ген,  вдохновлявшийся монументальными  пейзажами северосунского периода, Кан Хиан, следовавший стилю Ся Гуя и Ма Юаня, Ли Санджва. В  жанре «цветы-птицы» работали Ли Ам, Ли Джон, Чо Сок, О Моннён. Все эти мастера разрабатывали те  классические выразительные приемы и способы передачи различных состояний природы, которые были  отобраны длительной традицией и зафиксированы на протяжении веков в многочисленных теоретических трактатах.

Пятнадцатый и шестнадцатый века знаменательны формированием  блистательной плеяды корейских  пейзажистов и художников жанра  «цветы-птицы». Их число не  ограничивалось членами академии.  Параллельно с официальным направлением искусства существовала и  группа «вольных» живописцев - «мунинхва», близкая по своему духу китайским представителям учёных-дилетантов «вэньженьхуа». Если живописцы, входящие в академию, тяготели к грандиозным эпическим ландшафтам, бытописательным сюжетам, четкой ясности цветовых  сочетаний и линейного штриха, то художники-«непрофессионалы»  разрабатывали более мягкую текучую манеру, употребляли свободные и  смелые тушевые мазки.  Приверженность к одной теме,  воспроизведение жизни растений, животных в их различных проявлениях позволяли им передавать через привычный мир природных форм более тонкие оттенки чувств, сообщать о своих надеждах и чаяниях. Картины Ли Джона, изображающие гибкий бамбук, противостоящий буре (Сеул, Национальный музей Кореи), или образы расцветающей сливы, созданные О Моннёном («Цветы мэхвапод луной»; Сеул, частное собрание), были полны глубокого символического смысла, овеяны поэзией.

Ли Джон. Бамбук. Свиток на шелку. XVI в. Сеул, Национальный музей Кореи

Стремления к передаче личных чувств, наметившиеся в живописи Кореи XV-XVI веков, смогли получить свое более конкретное  выражение на следующем этапе.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100