Существенные сдвиги произошли на протяжении XVII-XVIII веков, после победы корейского народа в Имджинской отечественной войне. Вместе с ростом демократических тенденций, усилением интереса к своей  культуре новым смыслом наполнился и традиционный пейзажный жанр.

Пристальное внимание к природе своего отечества, особенностям его ландшафта, красоте его гор характеризует картины Чон Сона, мастера, жившего в XVII-начале XVIII  века. Его пейзажи, то лирические, то острые и экспрессивные,  очерченные смелой, широкой и сочной  линией, воссоздают образы  окружающего его мира. Художника захватывает мощная сила Алмазных гор - Кымгансан с их устремленными в небо вершинами («Горы  Кымгансан»; Сеул, частное собрание), красота старых сосен, выросших среди камней («Каменистое плато»; Пхеньян, Музей корейского  изобразительного искусства). Тема родины  отчетливо звучит в его картинах.

Чон Сон. Каменистое плато. Свиток на бумаге. XVIII в. Пхеньян, Музей корейского изобразительного искусства

Вместе с развитием городской жизни значительно расширяется тематика и корейского бытового жанра. Его представители, такие художники рубежа XVIII-XIX веков, как Ким Хондо, Ким Дыксин и Син Юнбок, создали целую серию зарисовок, где впервые вся жизнь горожан с их весельем и печалями оказалась в поле зрения живописцев, была осознана в своей эстетической ценности. Изображения кузницы, народных танцев, выполненные Ким Хондо на небольших альбомных листах, как бы приоткрывают дверь в новый и необычный для традиционного корейского искусства мир. Они полны юмора, динамики, живой наблюдательности, в них фиксируется красота ритмических движений, отмечается ловкость и сила.

Ким Хондо. Кузница. Альбомный лист. Бумага. XVIII в.

Новые веяния, ощутимые в творчестве Ким Хондо, сказываются и в произведениях живописцев Ким Дыксин и Син Юнбок. О живой силе корейского искусства свидетельствует непрерывность развития его декоративных форм. Вместе с экономическим подъемом, переживаемым страной на первых этапах правления династии Ли, и развитием производительных сил на последующих этапах заметно расширился круг художественных изделий. По-прежнему важное место среди многочисленных видов декоративных искусств принадлежало керамике, развивавшей традиции прославленных селадоновых изделий. Но формы и узоры, характерные для нового этапа, отражали новые представления о красоте.  Былая отчетливость и завершенность узоров сменяются большей  живописностью, свободная эскизность возводится в новый  художественный принцип.

Особой славой в XIV-XVI веках пользовались изделия типа пунчхон, известные на Дальнем Востоке под названием мисима и оказавшие воздействие на развитие японской керамики. Среди них на разных этапах получают распространение сосуды, украшенные внутри узором мелких растительных мотивов, сосуды нежных серо-голубых оттенков, покрытые легким узором из белых точек, напоминающих тающие снежинки. 

Неповторимы в своей изысканной простоте сосуды, в которых дефекты обжига, асимметрия создавали ощущение природности форм и узора.  Пластичностью отличались также изделия из черной керамики.

В XV-XVI веках наряду с керамикой производился белоснежный фарфор. К типам росписи фарфоровых изделий прибавились и  кобальтовые. К XVIII-XIX векам на территории Кореи работало уже множество мастерских, выпускавших фарфоровые сосуды разного типа. Для них, как и для керамики, характерны живописность, сочетание белого фона со свободным однотонным рисунком, выполненным кобальтом или окисью железа. Особое развитие на протяжении династии Ли получило производство  инкрустированных перламутром лаковых ларцов, шкатулок и шкафов, сочетающих в себе красоту и блеск темного гладкого дерева с  переливчатостью узора и массивностью украшений из металла. Подносы, столики, шкатулки, сундуки - все изделия вплоть до конца XIX века отмечены мастерством и совершенством форм.

Девятнадцатое столетие - тяжкий этап в жизни Кореи. Колониальное закабаление страны отрицательно сказалось на развитии искусства.  Затормозилось развитие национального зодчества и живописи. В  корейском народном искусстве продолжали свою жизнь высокие традиции корейского классического искусства. В изделиях из фарфора, расписных лаковых изделиях, вышивках и плетении из соломы воплотились представления о прекрасном, сосредоточилась огромная творческая энергия талантливого народа, способствующая бурному возрождению корейской культуры на новом этапе его развития в XX веке.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Предыдущая статья здесь. Начало цикла статей по истории искусства Кореи здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100