Среди изобразительных искусств ведущим видом в XV-XVIII веках становится живопись на свитках, переживающая наряду с зодчеством эру своего высокого подъема. Мастерство владения кистью включалось в число конфуцианских добродетелей и поощрялось правящими кругами, придававшими занятиям живописью важное этико-воспитательное значение. Развитию этого вида искусства, насчитывавшего давние традиции, способствовало основание в 1392 году по специальному указу правителя придворной академии живописи Тохвавон (позднее переименованной в Тохвасо и просуществовавшей вплоть до XIX века). Академия выплачивала живописцам жалованье, давала им заказы, регламентировала и направляла их творческую деятельность. Живописцы относились к привилегированному сословию, занимали высокие государственные должности.
К XV веку сложились основные жанры корейской национальной живописи на свитках: «цветы-птицы», пейзаж, портрет, бытописательная и анималистическая живопись. Эти жанры тесно связывались с жанрами литературы, искусством каллиграфии. Картины писались на шелку и на бумаге, основными живописными средствами были кисть, прозрачные водяные или плотные гуашного типа краски, применявшиеся в соответствии с разными декоративными задачами. Но выше всего ценилась черная тушь с ее богатством оттенков, тонкостью живописных нюансов, разнообразием линейных штрихов, пятен, размывов.
Крупнейшими пейзажистами XV - XVI веков были Ан Ген, вдохновлявшийся монументальными пейзажами северосунского периода, Кан Хиан, следовавший стилю Ся Гуя и Ма Юаня, Ли Санджва. В жанре «цветы-птицы» работали Ли Ам, Ли Джон, Чо Сок, О Моннён. Все эти мастера разрабатывали те классические выразительные приемы и способы передачи различных состояний природы, которые были отобраны длительной традицией и зафиксированы на протяжении веков в многочисленных теоретических трактатах.
Пятнадцатый и шестнадцатый века знаменательны формированием блистательной плеяды корейских пейзажистов и художников жанра «цветы-птицы». Их число не ограничивалось членами академии. Параллельно с официальным направлением искусства существовала и группа «вольных» живописцев - «мунинхва», близкая по своему духу китайским представителям учёных-дилетантов «вэньженьхуа». Если живописцы, входящие в академию, тяготели к грандиозным эпическим ландшафтам, бытописательным сюжетам, четкой ясности цветовых сочетаний и линейного штриха, то художники-«непрофессионалы» разрабатывали более мягкую текучую манеру, употребляли свободные и смелые тушевые мазки. Приверженность к одной теме, воспроизведение жизни растений, животных в их различных проявлениях позволяли им передавать через привычный мир природных форм более тонкие оттенки чувств, сообщать о своих надеждах и чаяниях. Картины Ли Джона, изображающие гибкий бамбук, противостоящий буре (Сеул, Национальный музей Кореи), или образы расцветающей сливы, созданные О Моннёном («Цветы мэхвапод луной»; Сеул, частное собрание), были полны глубокого символического смысла, овеяны поэзией.
Ли Джон. Бамбук. Свиток на шелку. XVI в. Сеул, Национальный музей Кореи
Стремления к передаче личных чувств, наметившиеся в живописи Кореи XV-XVI веков, смогли получить свое более конкретное выражение на следующем этапе.
Автор: Н.А. Виноградова