Возраставшие потребности в новых пастбищах побуждали 
индоарийские племена захватывать земли по Гангу и Джамне.
 В эпоху вед арийцы не продвинулись на восток дальше района,
 где ныне расположен город Амбала (неподалеку от Дели). «Махабхарата» же свидетельствует об арийцах, населявших
 междуречье Джамны и Ганга. Этот плодородный район получил
 название Мадхьядеша (Срединная страна). Ганг стал священной рекой, заняв место Инда, а междуречье — родиной эпоса.

Примерно в VI — V вв. до н. э. междоусобная война военно-племенных союзов завершилась ликвидацией политической раздробленности и привела к объединению значительной территории
 страны. В атмосфере длительных межплеменных войн и выковывалось историческое ядро «Махабхараты».

Центральный сюжет «Махабхараты» — борьба за власть между представителями рода Панду и рода Куру. Сказочно-богатырский эпос завершается победой Пандавов, на чьей стороне была 
справедливость.

Генеалогическая легенда изображает предков Пандавов и
Кауравов общими предками индийцев. Великая битва на Курукшетре (являвшаяся, возможно, давним историческим фактом)
осмысляется в эпосе как конец межплеменных столкновений, которые привели к слиянию племен в одну народность.

Ведущий сюжет, повествующий о борьбе Пандавов и Кауравов, занимает не более одной пятой части общего объема эпоса, 
однако целый сонм вставных эпизодов, легенд, мифов, юридических и религиозно-философских трактатов спаян с сюжетным
 ядром идейным единством, придающим огромному произведению художественную стройность. Объем эпоса превышает восемьдесят пять тысяч двустиший. Более грандиозной поэмы человечество не знает.

В художественном сознании народа «Махабхарата» связана 
с идеей величия. Герой «Махабхараты» юный Арджуна—духовный собрат Манаса и Давида Сасунского, нарта Сосруко и
 Джангара — превзошел всех в верховой езде, в метании копья,
 в управлении колесницей, в стрельбе из лука. Но лишь в битве
 распрямляется герой во весь свой могучий рост. Эпический певец не уберегает Арджуна от смерти на поле битвы. «Грех для
воина умереть от болезни дома. Принять смерть в бою — его
извечный долг!» — восклицает рапсод устами седовласого 
Бхишмы.

С мельчайшими подробностями рассказывается в эпосе о подготовке к битве. Вот Юдхиштхира разделил войско Пандавов на
семь ратей. Каждая из них насчитывала двадцать одну тысячу 
восемьсот семьдесят слонов, столько же колесниц, шестьдесят
 пять тысяч пятьсот десять всадников и сто девять тысяч триста
 пятьдесят пехотинцев. Войско Пандавов, двинувшееся в путь,
 рапсод сравнивает с Гангом в половодье. Участие в битве за попранную справедливость — радостный праздник для героев
 «Махабхараты». Они живут с оружием в руках и умирают в битве, не расставаясь с этим оружием.

Чудесное сопровождает героя на его пути к славе, побуждая,
 ободряя и воодушевляя. Боги выражают свое благоволение к храбрецу, ниспосылая на него дождь из цветов. Элементы чудесного пронизывают весь эпос: червяк мгновенно превращается
 в огромную змею, воин — в Полярную звезду.

Гипербола — основное средство художественной характеристики в эпосе. Если
 чудесное — живая вода эпоса, то стихийный реализм — его хлеб.


Реалистическая оснастка «Махабхараты» весьма внушительна.
 Без реалистических деталей она не сумела бы столь полно вместить эпическое богатство жизни. Бхимасена поджег дом, в котором находился злодей Пурочана. К утру дом сгорел дотла, а обвалившиеся обломки скрыли
 отверстие подземного хода, через который бежали могучие Пандавы. На пепелище горожане нашли обгоревшие останки Пурочаны.

Удалившиеся в изгнание Пандавы жили в дремучем лесу,
 спали под деревьями на голой земле, питались кореньями и дикими плодами. Боясь быть узнанными, они отпустили длинные 
косы, надели платья из мочала, накинули на плечи шкуры антилоп.

Подобно гигантской мельнице, «Махабхарата» вбирает в свой
 состав реалистические детали быта, перемалывая их на жерновах чудесного: оберегая город от вражеских набегов, ракшас
 Бака требует в виде ежедневной дани телегу риса, двух буйволов и одного человека; на пороге грядущих бедствий в деревнях у коров родятся ослята, кобыла приносит теленка; на 
свет появляются звери о двух головах, о пяти ногах, о двух
 хвостах.

Индийскому эпосу в целом чужда сатира. В эпосе народный 
гений отрицал зло не осмеянием его, а созданием исполинских
 по своей художественной мощи образов правдолюбцев. Сатира
в «Махабхарате» отдает поучением. Природа сатирического
 здесь сложна и двойственна; народный певец более склонен к 
прямой (не сатирической) форме выражения.

Видура перечисляет людей, по-разному добивающихся благополучия в жизни. Воры благоденствуют за счет ротозеев, врачеватели — за счет больных. Женщины наживаются на сластолюбцах, брахманы — на почитателях бога, цари — на тяжущихся в
 суде, мудрецы — на дураках. Современный читатель склонен видеть в афоризме сатирическую направленность; вполне возможно, однако, что подобное восприятие порождено складом нашего ума.

«Махабхарата» осуждает неправую войну. Она исполнена
 любви к родному краю. Ее стержневая идея — призыв к единству.

Образ Кришны цементирует громоздкий сюжет «Махабхараты». Без Кришны сказание о войне Кауравов и Пандавов рассыпалось бы на груду эпизодов. В эпосе Кришна предстает не только как воитель. Он философ, мыслитель, величайший миролюбец
 древнеиндийской эпопеи о войне и мире.

Как истинный эпический герой, Кришна не умеет чувствовать
 в полсердца: его дружба — нерасторжима, ненависть — люта.


Миролюбие не мешает ему обнажить меч в борьбе за правое дело. Когда Дурйодхана развязывает братоубийственную войну, 
Кришна выступает на стороне Пандавов и помогает им победить.

Ни один эпический герой древности не оказал такого влияния на формирование художественной культуры средневековой 
Индии, как Кришна. Образ Кришны венчает лучшие творения
 эпоса, лирики, музыки, художественного ремесла. Если в древности Кришна выступал как храбрый воин, муж на поле брани,
 то средние века превратили его в пастуха. Изменилась эпоха, и
 Кришна изменился вместе с нею, но не потерял своей популярности. Тысячелетия не состарили душу народного героя. Кришну 
прославляют поэты средневековья и нового времени — Сурдас,
 Нанддас, Бхаратенду, Майтхилишаран Гупта, Хариаудх и множество других. Он пленяет творческое воображение не только
поэтов-индусов, но и мусульман — Рахима, Расхана, Алама, Сагара Низами. Когда разгоралась антиимпериалистическая борьба индийского народа, революционный 
демократ Балгангадхар Тилак (1856 — 1920), основываясь на
 «Махабхарате» и других памятниках древней культуры, опроверг утверждения английских колонизаторов о духовной нищете
 индийцев. В «Махабхарате» наших дней, в битвах нашего века
 Кришна снова был бойцом.

Перед тем как ввести слушателя в запутанные лабиринты «Махабхараты», сказитель сообщает ему вердикт мудрецов: некогда,
 собравшись вместе, божественные мудрецы положили на одну 
чашу весов четыре веды, на другую — «Махабхарату». Последняя превзошла веды по величию и весу своему. Потому-то она и
называется «Махабхаратой» («Великим сказанием о потомках
Бхараты»).

Бушующая стихия слова, быстрый и свободный лет поэтической мысли, праздничная красочность пленяют 
читателя, уводя его в царство образов индийского искусства. Со стихами «Махабхараты» в душах детей утверждается Индия. 

«Махабхарата» — это уста Индии, повествующие о ее муках и радостях, о ее надеждах и думах.

 

Автор: И.С. Рабинович

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100