Эпическая поэма «Рамаяна» сложилась несколько позднее
 «Махабхараты». Она состоит из семи книг, в которые входят
двадцать четыре тысячи двустиший.

Давным-давно, еще в те славные времена, когда создавались 
легенды, островом Ланкой (древнее название Цейлона) владел
 десятиглавый Равана, повелитель демонов-ракшасов. Начало 
своей жизни он провел в таком строгом подвижничестве, что привел в восхищение самого бога Брахму. Решив вознаградить Равану за праведную жизнь, создатель спросил его, что бы тот 
пожелал. Тогда демон потребовал для себя такого могущества, 
чтобы ни один бог, ни один ракшас не мог сравняться с ним
 силой. И Брахма дал ему просимую награду.

Сделавшись самым могущественным существом в трех мирах, Равана позабыл о прежней праведной жизни. Заносчивость
его не знала границ: он насмехался над богами, притеснял отшельников. Потерявшие терпение боги и святые предстали перед 
Брахмой, моля его защитить их от нападок злокозненного Раваны. Тогда творец вселенной повелел богу Вишну родиться на 
земле в облике героя и, вступив в единоборство с ракшасом,
 убить его, ибо только смертный мог оказаться могущественнее 
Раваны.

В стране Айодхье жил благочестивый царь по имени Дашаратха. Было у того царя три жены. В сына старшей жены Раму
и воплотился бог Вишну. Рама был самый красивый, самый
 мудрый и самый отважный из смертных. Недаром на состязании, устроенном властителем Видехи, он победил всех царей и
добился руки прекрасной царевны Ситы.

С годами силы царя Дашаратхи стали слабеть, и он решил
 передать трон Айодхьи старшему сыну, тем более что Рама уже 
давно заменял отца в делах правления. Но этому желанию не 
суждено было так быстро исполниться. Еще в ту пору, когда
 царь был молод, случилось так, что боевое счастье изменило ему
 и он вернулся домой с войны покрытый ранами, истекающий
 кровью. Возле ложа его находилась Кайкеи — младшая царица.
Преданно ходила она за мужем и сумела искусной рукой уврачевать его раны. В награду Дашаратха обещал исполнить три
 желания своей молодой супруги. Но Кайкеи, любимая и счастливая, не имела в те дни особых желаний и ничего не просила.
 А когда Дашаратха надумал удалиться от дел, Кайкеи, наслушавшись недобрых советов, потребовала исполнения обещанного. Пусть, сказала она, мой сын Бхарата наследует царство, а Рама на четырнадцать лет удалится в изгнание. Удрученный
Дашаратха готов был отказаться от своего слова, однако исполненный послушания сын, не желая, чтобы отец нарушал клятву, покинул родительский дом по собственной воле. Отважного
 юношу сопровождали его верная супруга Сита и брат Лакшман.

Разлука с сыном убила Дашаратху, и жизнь его вскоре угасла. После смерти отца Бхарата бросился на розыски брата, дабы 
тот занял трои Айодхьи. Однако Рама отказался от предложения Бхараты, не захотел пойти против воли отца.

На берегу реки Годавари, в лесу Дандаке обитали мирные 
отшельники. С некоторого времени тихое течение их жизни стали нарушать демоны-ракшасы. Злые и коварные, они всячески
 мешали отшельникам совершать священные жертвоприношения.


Однажды подвижники обратились за помощью к Раме, нашедшему убежище неподалеку от леса Дандаки. Защищая обиженных, Рама истребил неисчислимое множество злобных ракшасов.
 Тогда пылающий яростью Равана решил отомстить за кровь 
своих подданных. Хитростью заманил он в лес Раму и Лакшмана, похитил Ситу и умчался с ней в воздушной колеснице на 
остров Ланку. Вернувшись домой и не найдя Ситы, братья бросились на поиски. На пути к острову Ланке Рама и Лакшман 
попали в страну обезьян и помогли их царю Сугриве вернуть 
престол.

Исполненный благодарности Сугрива собрал огромное войско обезьян и отправился вместе с братьями на поиски Ситы.
 Искусные мастера — обезьяны построили мост через пролив, отделявший Индию от Ланки, и направились к столице Раваны.


Рама, намереваясь покончить дело миром, послал своего гонца
к ракшасам, пообещав не трогать их, если они вернут ему Ситу.
 Однако посланник Рамы привел в такую ярость ракшасов, что ему пришлось спасаться бегством.

Войско Рамы ринулось на столицу ракшасов. Мощные укрепления ракшасов были мгновенно уничтожены, и им пришлось 
выйти из города, чтобы сразиться с войском Рамы в открытом 
поле. Много искусства и доблести проявили воины обеих сторон,
но большей силой обладает тот, кто борется за правое дело.


Один за другим прощались с жизнью неукротимые воины ракшасов, и вскоре стало ясно, что удача склоняется на сторону
 Рамы. Тогда на поле битвы выступил сам Равана, вызывая Раму на поединок. В битве не на жизнь, а на смерть непобедимый
 ракшас был сражен рукой смертного героя.

На престол Ланки при общем ликовании вступил добрый и 
справедливый брат погибшего царя. Никто больше не вспоминал о коварном Раване. Все были счастливы, что кончилась война. Рама запретил своим войскам грабить Ланку и милостиво
 обошелся с побежденным народом. Он вновь соединился с верной Ситой и теперь желал лишь одного — скорее вернуться на 
родную землю.

К тому времени (уже подходил к концу срок добровольного 
изгнания Рамы, и он торопился в Айодхью. На воздушной колеснице Рама, Сита, Лакшман и их друзья прибыли в Айодхью. Народ торжественно встречал их, и вскоре Рама занял престол отца. Правление Рамы было мудрым и справедливым. Нередко и
сейчас в Индии счастливую пору называют «Рама-раджья», что
 значит царство Рамы.

«Рамаяна» в сравнении с «Махабхаратой» рисует картину более развитого общества. В частности, в ней не упоминаются уже
 такие пережитки прошлого, как полиандрические союзы, использование песта и плуга в качестве оружия. Герои «Рамаяны» духовно богаче. Рама — отважный воин и мудрый царь. Сита — 
идеальная дочь и супруга. Повинуясь желанию отца, она выходит за Раму, не зная его, а затем самоотверженно любит мужа.

«Рамаяна» полна необычайного. Герои ее совершают удивительные подвиги, могущество их не знает границ; звери и птицы 
обладают человеческим разумом; природа принимает участие
в радостях и печалях человека. Рама сносит горы; деревья он
 вырывает с корнем, как травинки. Из «Рамаяны» берет истоки
образ Рамы — одной из самых популярных фигур индийского
 эпоса.

Поэма славит любовь к родной стране, верность долгу, воинскую честь. Для индийского народа победа Рамы над Раваной
 символична, она укрепляет в людях уверенность в том, что добро всегда восторжествует над злом, правда — над ложью, справедливость — над насилием и произволом.

Как полагают ученые, в сюжетную ткань «Рамаяны» вплетен действительный исторический факт — покорение северянами 
Ланки. Доказательством этого может, по мнению исследователей, служить то, что в Раване, которого эпос изображает ракшасом, столь же отчетливо, как и в облике его победителя — Рамы, проступают черты земного существа. Скорее всего этот
образ навеян смутными воспоминаниями племен Северной Индии
о походе к далекому острову и покорении его жителей, предводителем которых и считается Равана.

Смысл основного сюжета «Рамаяны», отдельных эпизодов
ее и поступков героев толковался древнейшими комментаторами в зависимости от их связи с теми или иными социальными
 группами. Разумеется, изыскания и наблюдения, отражавшие
 интересы определенных социальных сил, облекались в религиозную оболочку. Вишнуиты, например, стремились доказать, что
эпос выражает их взгляды, раскрывает их учение. Естественно,
что и буддисты пытались использовать для проповеди своего
 вероучения такую форму искусства, как народный эпос. Проповедники джайнизма, поставленные перед необходимостью создать художественно убедительную поэтическую легенду о жизни
своего вероучителя Джины, также вынуждены были переступить порог кладовой народного творчества.

Индийская традиция изображает творцом эпоса брахмана — 
отшельника Вальмики. Легендарная история Вальмики рассказывается в «Рамаяне» дважды — в начале и в конце эпоса. По
всей вероятности, Вальмики является таким же собирательным
 образом, как и Гомер. Поэтому тщетны попытки вышелушить зерно конкретных фактов из причуд устной поэзии, создавшей
 поэтический облик создателя «Рамаяны».

Диоген жил в бочке, а для Вальмики, пожалуй, и ее 
не понадобилось. Барды древней Индии были неприхотливы. Весь ансамбль поэмы имеет сравнительно с «Махабхаратой» 
большую композиционную стройность. «Махабхарата» напоминает кряжистые отроги Гималаев, «Рамаяна» — Ганг, величаво текущий к морю.

«Рамаяна» и «Махабхарата» — основа поэтической мощи индийского эпоса. Герои их стояли в авангарде тех сил, которые 
выковали духовный облик Индии. Рама и Сита, Кришна и Арджуна стали связующим звеном между различными народами
 Индии, их языками и культурами. Индийцы общаются с эпосом
 каждодневно, дышат его воздухом, как мы дышим воздухом
 Пушкина и Толстого.

Индийский эпос жив и по сей день.
 В праздники он завладевает городскими площадями. Тут и там
 воздвигается гигантская фигура Раваны; роль Рамы играет актер. Старые знакомцы вновь идут своими древними путями, не замечая машин и велосипедов. Одного ждет слава, другого — бесчестье. Раздается взрыв, и чудище разлетается на куски: ведь
придет конец бедам, еще терзающим страну Рамы и Ситы...

 

Автор: И.С. Рабинович

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100