Империя Гуптов (IV—V вв.) была последней крупной рабовладельческой державой, господствовавшей на большей части
 территории Индии. Покорив множество правителей, Гупты распоряжались обширными землями от Аравийского моря до Бенгальского залива. Объединение Северной Индии благоприятно сказалось на ее экономическом положении. Дани, налоги, пошлины 
и торговые прибыли приносили двору Гуптов несметные богатства. Индийские корабли достигали берегов Европы, доставляя
 туда слоновую кость и ароматические смолы, пряности и сахарный тростник; красавицы Рима рядились в тончайшие индийские 
муслины. «Великий шелковый путь» соединял Индию со «Срединной империей» — Китаем.

Созданная Гуптами сильная армия охраняла государство от
вторжения извне, способствуя тем самым росту городов и развитию ремесел.

Царская власть, поощряя деятельность архитекторов, поэтов, 
ученых, выступает как прогрессивная сила. Большинство дворцов и храмов той эпохи разрушено войнами, но некоторые храмы сохранили для наших современников высокое мастерство 
зодчих древней Индии. Фрески пещерного храма Аджанты покоряют своим реализмом и экспрессией. Знаменитая колонна 
в Дели, сделанная из сварочного железа еще во времена Чандрагупты II, не заржавела до сих пор, хотя в течение столетий
 оставалась беззащитной под лучами солнца и проливными зимними дождями.

Господствующее положение аристократии в государстве Гуптов было закреплено в системе замкнутых сословных групп — варн. В соответствии с этим религиозно-философские догматы 
поддерживали незыблемость сословных перегородок и утверждали социальное неравенство как естественное, извечное, угодное богам. Карма грозила возмездием в «будущей» жизни за
 малейшее нарушение установленных обычаев и норм поведения.


Человеку с колыбели твердили: все, что его окружает, — иллюзия, «майя». Призрачны страдания. Нет ничего более презренного и ничтожного, чем человеческая жизнь, которой распоряжается всевластная судьба.

К периоду правления Гуптов относится творчество многих
индийских писателей, гениев художественного слова, — Калидасы, Шудраки и др. В эпоху Гуптов жили астрономы Арьябхата
и Варахамихира, буддийские мыслители Васубандху и Дигнага.


Без высокой культуры индийской античности были бы невозможны и духовные достижения Индии последующих полутора тысяч лет.

В пору расцвета античности формирующееся самосознание
 общественного человека послужило толчком к становлению личности. Торжество рабовладельческой деспотии усугубило противоречия между интересами государства и личности. Впервые
 проблема личности оказывается в сфере идейной борьбы.

Художественное слово индийской античности дышит разумом и волей человека; осознание нравственной ответственности личности за свои поступки становится этической нормой. Драма,
 лирика и эпос возвышают голос в защиту человека, его прав, 
возможностей, его чувства. Человек в литературе выступает как
 личность.

В творениях величайших художников гуманистическая мысль
 восстает против деспотии и насилия, сословного и имущественного неравенства, против сил, подавляющих и принижающих
 человека. Художественная литература противоборствует религиозному учению о предопределении, об ограниченности человеческих возможностей: она славит дерзания и борьбу, утверждает ценность человеческой жизни. Произведения великих писателей
 эпохи проникнуты пафосом целостности и гармоничности человеческой натуры. Их политический идеал — монархия во главе
с мудрым правителем.

На рубеже нашего летосчисления наметился переход от
 фольклорного, анонимного творчества к творчеству авторскому,
 индивидуальному. Лирическая поэзия Халы на пракрите (II—III вв.), драмы Ашвагхоши (I—II вв.), Бхасы (III в.), буддийская «Гирлянда джатак» Арьяшуры (III—IV вв.) на санскрите, 
древнетамильская лиро-эпическая поэзия (I—IV вв.) способствовали расчленению жанрового синкретизма, становлению литературно-художественных жанров, вызреванию самостоятельных
 литературных видов и форм. Индивидуальное авторское творчество III—IV вв. содействовало также дальнейшему отграничению художественной литературы от религиозной и научной.

Созданные в эту (и более позднюю) эпоху пураны, грандиозные своды, объединяющие религиозные и научные трактаты с
мифами и легендами, несмотря на наличие в них элементов художественной образности, уже не входят в сферу художественной литературы. Пураны стали священными книгами индуизма — религии, пришедшей на смену брахманизму.

 

Автор: И.С. Рабинович

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100