Трактаты по драматургии, регламентируя идейно-художественную структуру драмы, запрещали низшим сословиям посещать представления. Древнейшим трудом по эстетике, дошедшим до нас, является
 «Трактат об искусстве актера» Бхараты. Но из самого труда ясно, что Бхарата имел многочисленных ученых-предшественников, которые заложили основы античной эстетики.

Законы эстетики опирались на учение о переживании и сопереживании (бхава), об эмоциональной окрашенности искусства
и способности его вызывать у зрителя и читателя определенные
настроения (раса). Согласно нормам эстетики, различным жизненным и эмоциональным сферам соответствовали определенные роды, виды и жанры литературы. «Античный классицизм»
 использовал также учение о намеке (скрытом смысле), получившее тщательную разработку уже в эпоху средних веков, когда
был поставлен вопрос о сущности поэзии. Кашмирский поэт и
 теоретик Анандавардхана (IX в.) подлинной сущностью поэзии
считал дхвани. Согласно этому учению, смысл высказываний
поэта доносится до читателя как отзвук, как эхо. Помимо ясно
 высказанного поэтом смысла существует и другой, невысказанный, и не каждому дано понять его. Отталкиваясь от сказанного писателем, читатель должен творчески воссоздать новую картину.

Восприятие дхвани сходно с впечатлением от звуков колокола. Сначала вы слышите неясный звук, при котором настораживаетесь. Звук замирает и как бы уходит в колокол, увлекая вас
за собой. В этих затухающих звуках таится своя особая глубина, индивидуально воспринимаемая каждым слушателем, зрителем или читателем. На пороге научного изучения литературы 
индийские филологи, выражаясь современным языком, ставили
вопрос об активном творческом отношении читателя и зрителя
к прочитанному и увиденному. «Поэзия намека» предполагала «двойное творчество», автора и читателя (или зрителя).

Учение о дхвани и раса обобщало опыт новых видов и жанров литературы и расчищало им путь; раннее эпическое творчество Индии опиралось преимущественно на аланкары —
 «внешние» украшения речи. Поэзия, построенная на аланкарах,
считалась в древнеиндийской поэтике низкой; поэзия, построенная на раса, — средней; поэзия же, основанная на дхвани, — 
высшей и подлинной. Поэтов, для которых дхвани являлось преимущественным художественным средством, индийские ученые
 насчитывали немного.

Заслугой эстетики «античного классицизма» является преодоление ею принципов эпического художественного мышления,
 не соответствовавших усложнившейся структуре рабовладельческого общества. Способствуя высвобождению античной литературы от «эпических», доличностных форм искусства слова, «античный классицизм» стал одним из знамений преодоления мифологического сознания. В свою очередь твердость жанровых
форм, обусловленных эстетикой «античного классицизма», привела к окостенению их, лишила гибкости и способности к совершенствованию. Конечно, ни одна эстетическая система не могла
бы спасти от омертвения искусство рабовладельческого общества, но эстетика «античного классицизма», вероятно, сократила
 жизнь древнеиндийской литературе. Так или иначе, конец индийской античности знаменовал и угасание «античного классицизма». Охраняя литературу от жизненной правды, его эстетика
противопоставляла многообразию и полнокровию реальности
 схематизм и условность. «Античный классицизм» был антиподом фольклора, стремившегося выразить идеалы свободы в многообразии жанровых форм.

Все роды и виды литературы бунтовали против тирании эстетики «античного классицизма», но сила их сопротивления
была различной. Античный роман и юркая сказка нанесли ему
 самые тяжелые удары.

Ударной силой, разрушавшей тиранию канонических норм,
был античный реализм. Чем явственнее проступали реалистические черты в творчестве писателей античности (Шудрака, Дандин), тем глуше был голос блюстителей порядка. Чем «ниже»
была жанровая форма в классицистском табеле о рангах, тем
 «демократичнее» оказывалось ее содержание и тем ярче — реалистическая окраска.

Автор: И.С. Рабинович

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100