Дальнейшая эволюция и определенное преобразование религиозной системы брахманизма отразились в литературных циклах араньяк («Лесных книг») и упанишад («Сокровенных учений»), продолжающих веды и брахманы и завершающих ведийский священный канон (датируются приблизительно VIII—VI вв. до н.э.); эти памятники и учения, которые в них излагаются, получают наименование «веданта» (букв, «конец вед»).

К этому времени неограниченное господство жречества в духовной сфере начинает встречать возрастающее сопротивление других сословий, которое выливается потом в ряд религиозно-реформаторских движений (из которых наибольшее влияние приобретают буддийское и джайнское). Создание крупных централизованных государств в среднем течении Ганга выдвигает на первый план воинскую аристократию; она и возглавляет в основном новые идеологические движения. Примитивную веру в магию, на которой зиждется брахманистская ритуальная система, общество уже перерастает; наступает пора духовных исканий, эпоха, отмеченная борьбой идей, определенным прогрессом в развитии философской мысли древней Индии.

На исходе ведийского периода брахманские идеологи развивают учение о четырех ашрамах - четырех стадиях жизни, через которые (в идеале через все) должен пройти верующий (член одной из высших вар«, помимо шудр и женщин). В первую стадию сознательной жизни, начинающуюся после обряда инициации (упанаяна), он вступает и проходит ее как «ученик» (брахмачарин); в это время юноша живет у своего учителя, услуживая ему во всем, и, поглощенный изучением вед, ведет суровую и воздержанную жизнь. Закончив изучение вед, он вступает во вторую стадию — возвращается домой, женится и основывает собственную семью, становится «домохозяином» (грихастха) или «омывшимся» (снатака), поскольку этот переход отмечается обрядом омовения. Достигнув преклонного возраста, увидев детей своих детей, т.е. утвердив свой род на земле, он переходит в третью стадию — «лесного отшельника» (ванапрастха), удаляется от мира в лесную обитель и там, очистив душу от мирских страстей, предается аскезе и размышлению о значении и смысле обрядов. Наконец, в глубокой старости, познав окончательно суетность и тщету мирского существования, он становится «странником» (санньясин) и порывает все земные узы.

Полагают, что это учение возникло в борьбе с влиянием буддизма и джайнизма, для которых характерна проповедь отречения от мира, и третья стадия была установлена для создания противовеса буддийским лесным монастырям, приобретшим к тому времени большое влияние. С третьей ашрамой и связывается создание цикла араньяк, продолжающего брахманы. Содержание их составляет уже не столько описание и символическое толкование деталей обрядов, сколько теософические рассуждения и спекуляции о сущности обрядности, своего рода идеологическое обоснование значения ритуала.

Таким образом, циклы ведийского канона были соотнесены с жизненными стадиями. Веды (самхиты) - с ашрамой брахмачарина, посвященной главным образом их изучению; брахманы ассоциировались со стадией «домохозяина», которому надлежало руководствоваться их предписаниями в исполнении обрядов. Понятие четвертой ашрамы, в сущности трудно отличимой от третьей, возникло, видимо, позднее. Эта стадия соотносится с циклом упанишад, завершающим веды.

 

Автор: В.Г. Эрман

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100