Упанишады формально остаются продолжением предшествующей традиции, их тексты развивают темы древнейшей литературы, и новые учения излагаются нередко в сочетании с мистическими умозрениями в духе брахман. «Брихадараньяка-упанишада», самый ранний и значительный памятник этого цикла, открывается толкованием обряда ашвамедхи, в котором тело жертвенного коня предстает как зооморфная модель вселенной (параллель антропоморфной — Пуруша «Ригведы», Праджапати в брахманах). Упанишады приемлют значение жертвы, но, не отвергая ритуала как такового, утверждают положение о предпочтении «внешнему» ритуалу «внутреннего», отвечающего должному «почитанию» (упасана, upäsana) божества. И магическая власть приписывается не столько механическому исполнению обряда, сколько священному знанию его тайн; здесь упанишады непосредственно развивают концепцию, заложенную уже в брахманах (формула кто так знает... уже начиная с «Яджурведы» занимает исключительно важное место во всей системе ритуальных толкований).
Но именно упанишады утверждают преимущество пути «знания» над «деянием», т.е. обрядом. Главные учения упанишад определяют весь дальнейший путь развития религиозно-философской мысли древней Индии. Упанишады разрабатывают кардинальные понятия Брахман и Атман и учение об их тождестве, с которым тесно связано другое фундаментальное учение веданты — учение о карме. Термин брахман восходит к «Ригведе», где изначально означает священное слово, а позднее становится синонимичным понятию «веды», означая всю совокупность священных формул {мантр), составляющих ее содержание. Еще позднее брахман стал рассматриваться как некая божественная сущность, лежащая в основе вещей; в упанишадах это первопричина всего сущего, высшая реальность, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира. Слово атман означает в «Ригведе» «ветер, дыхание», позднее — «душа». По учению упанишад, Атман — познающий дух, сокровенная сущность человека, которая остается после того, как отпадут все внешние оболочки после смерти человека, когда тело его растворится в стихиях. Брахман, божественное начало, согласно этому учению тождествен Амману, т.е. душе, истинной сущности человека, которая только и остается, если отвлечься от всего внешнего, что ему принадлежит.
С этим же связано другое главное учение упанишад, учение о карме, отвечающее на вопрос о посмертной судьбе человека. В нем развивается древнее представление о двух путях после смерти; знание истины, т.е. тождества Брахмана и Атмана, ведет после смерти «путем богов» в высший мир, где душа вкушает вечное блаженство, вторым путем, «путем предков», идут не достигшие высшего знания, ограничивающиеся предписанной обрядностью, из мира предков после ряда превращений они вновь возвращаются к земной юдоли: Они снова возвращаются тем же путем, каким прийти... Затем они рождаются здесь... Те, кто отличаются здесь благим поведением, быстро достигнут благого лона — лона брахмана, или лона кшатрия, или лона вайшьи. Те же, кто отличается здесь дурным поведением, быстро достигнут дурного лона — лона собаки, или лона свиньи, или лона чандалы («Чхандогья-упанишада» V.10,5—7 [Чхандогья, 1965]). В упанишадах вводится понятие сансары, круговорота бытия, в который человек возвращается после смерти, чтобы прожить новую жизнь на более высокой или низкой ступени в иерархии мирского существования в зависимости от своей кармы. Карма (букв, «деяние») — то, что остается от человека после смерти, т.е. совокупность его деяний при жизни, добрых и злых. Избавление от этого круговорота рождений почитается за высшее благо. В основе этого учения, принятого впоследствии всеми индийскими религиозными системами, лежит сакрализация человеческой жизни» понимаемой как жертвоприношение.
К ведийскому канону примыкает обширный круг произведений, объединяемых под общим названием «веданга» («члены веды»). Веданга уже не причисляется к священному канону шрути и почитается литературой «предания» (смрити), созданной человеком. В целом она относится уже к послеведийскому периоду (V—II вв. до н.э.), хотя некоторые ее памятники ближе по времени поздним ведам. Основную ее часть составляют калъпа-сутры, ритуальные руководства для жрецов, которые разделяются на шраута-сутры, трактующие большие торжественные обряды, г/?ш;ьл-сутры, посвященные домашним обрядам, и дхарма-сутры, излагающие повседневные обязанности «дваждырожденных» (вторым рождением почиталась инициация) представителей трех высших сословий (прежде всего — брахманов), в соответствии с ашрамами. К литературе смрити причисляются также следующие за дхарма-сутрши дхарма-шьстры, трактаты по традиционному праву; но с них начинается уже литература собственно индуизма. Индуизм признает высший авторитет вед и в становлении своей религиозной системы опирается на ведийский канон, но значительные преобразования отграничивают эту новую систему от древнего брахманизма.
Автор: В.Г. Эрман
Предыдущая статья здесь.