Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Академическая наука занялась изучением шактизма в конце XIX в. Одним из первых исследователей, обративших внимание на шактизм, был англичанин Моньер-Вильямс (1819 - 1899), автор книги «Брахманизм и индуизм» (1891) [Моньер-Вильямс, 1891]. Моньер-Вильямс обнаружил в идее шакти глубокое мировоззренческое содержание. Он указал на глубокую связь шактизма и индуизма, отметил связь культа Шакти с такими важнейшими религиозно-этическими понятиями индуизма, как дхарма, карма, мокша и др.

Однако действительным пионером шактистских исследований считается его соотечественник Джон Вудрофф (1865—1936), писавший также под псевдонимом Артур Авалон. Дж.Вуддрофф раскрыл мировоззренческие основы шактизма, показал его связь с ведийской ритуалистикой и некоторыми классическими философским системами. Ученый обстоятельно исследовал культовую сторону шактизма. Он доказал, что эротика шактизма не извращение, не аморальность, хотя и такое бывает, а особенная религиозная практика, которая нацелена на поиск путей «единения» верующего с богиней. Эта практика называется тантрой, что буквально значит «метод», «техника». Наиболее известны книги Дж. Вудроффа «Шакти и шакта» [Вудрофф, 1929], «Тантры. Маханирвана- тантра» [Вудрофф, 1972 (первое изд. — 1913)], «Змеиная сила» [Авалон, 1958]. Вудрофф первым из европейцев взялся за перевод и комментирование сугубо шактистских источников, именуемых «тантрами» (что в данном случае значит «трактат»), многие положения которых идут вразрез с индусской ортодоксией.

Из средневековых тантр Вудрофф вычленил стержневую космогоническую идею, подчиняющую себе многие шактистские ритуалы и имеющую глубокий философский подтекст. Суть ее в том, что мир создается не мужским божеством, а женским, богиней благостного или ужасного облика, которой поклоняются под различными именами, но часто называют Шакти. Она творит мир или самостоятельно, или в паре с мужским божеством, но не с Вишну, которому на празднике, описанном Дюбуа, поклонялись вместе с Шакти, а с другим верховным богом — Шивой.

Процесс миросозидания в тантрическом шактизме изображается многостадийным. На первой стадии Шива и Шакти слиты неразделимо в самозабвенном объятии, находясь внутри единой реальности — брахмане. Они не осознают себя отличными друг от друга, не осознают даже сами себя. Это стадия экстатического блаженства.

На второй стадии Шакти открывает глаза. Она все еще сливается с Шивой, обнимает его и пребывает в блаженстве, но вдруг начинает осознавать свое отличие от него. Шива тоже понимает, что существует нечто, отличное от его собственной сущности. Оба смотрят друг на друга, все более убеждаясь в этой различимости.

Третья стадия — физическое разделение. Шакти освобождается из объятий Шивы, поднимается и отходит в сторону. Оба еще чувствуют неодолимое взаимное влечение, но уже ощущают, что являются противоположными аспектами мироздания. Он — воплощение мужского, устойчивого, идеального начала, она же воплощает в себе женское, изменчивое, материальное.

На четвертой стадии начинается космогонический танец Шакти, во время которого из ее лона появляются разнообразные и многочисленные объекты окружающего мира. Прежде всего образуется «ткань мироздания», состоящая из первоэлементов вещества, его различных качеств, комбинации которых образуют звезды и планеты, природные явления, животный мир и человеческое общество. Все это движется, меняется, развивается, но в сознании Шивы это многообразие явлений есть сон, иллюзия, только видимость, за которыми скрывается истинная субстанция — Шакти.

Пятая стадия творения заключается в познании людьми сущности явлений окружающей действительности, в постижении смысла бытия. Сознание людей отражает многообразие мира и само становится множественным. Лишь постепенно люди начинают осознавать, что множественность реальности есть иллюзия, поскольку за ней скрывается одно-единственное начало, одна реальность — Шакти, из лона которой возникло все сущее. Смысл человеческого бытия заключается в том, чтобы познать эту реальность. Человек может подняться на уровень божественного творца, достичь освобождения от страданий материального мира, от круговорота рождений и смертей, повторив акт космогонического творения в обратном порядке.

Именно эта мысль лежит в основе шактистской оргиастической обрядности. В начале ритуала действия участников как бы подчеркивают, что именно Шакти для них самая почитаемая богиня, именно она — создательница всего сущего, дарующая благоденствие, защищающая от злых сил. Далее следуют возлияния, танцы и половое сближение с земной женщиной, в которой видят воплощение Шакти. Тем самым достигается экстатическое состояние, когда верующий будто бы уходит от всего мирского, от всего материального, всего преходящего и сливается с великой богиней. К такому состоянию приходят не только благодаря физическому сближению с женщиной, но также с помощью глубокой медитации, во время которой «сливаются» с самой богиней.

Описанный в трактатах тантрический метод поклонения богине, который включает элементы сексуальной магии и йогической медитации, занимает краеугольное место во всей шактистской культуре. Дж.Вудрофф показал, насколько сложна и колоритна тантрическая обрядность. Кроме потребления мяса и вина, ритуальной эротики она включает такие элементы, как освящение места поклонения, очищение тела от злых духов, чтение мантр и молитв, медитацию на образе богини или на мистических диаграммах — янтрах. Ученый представил тантрический шактизм как особую культовую традицию, которая тесно связана с индуизмом, но не сводится к нему.

Благодаря Дж. Вудроффу в ориенталистике сложилось самостоятельное направление шактистских исследований, На Западе его идеи развивали Э. Пэйн, Г. Гюнтер, О. Флаерти, Ф. Роусон и некоторые другие ученые. Большее число исследований принадлежит перу индийских авторов, среди которых наиболее значительны В. Агарвал, П. Багчи, Дж. Банерджи, Б. Бхаттачарья, Н. Бхаттачарья, С.Б. Дасгупта, С.Н. Дасгупта, Г. Кавирадж, П. Кумар, Р. Кумар, А. Мукерджи, Р. Нагарасвами, Р. Хазра, Ч. Чакраварти, Д. Чаттопадхьяя. Краткую характеристику шактизма дает в своей двухтомной истории индийской философии С. Радхакришнан [Радхакришнан, 1993, с. 662 - 665]. Влияние шактистских идей испытали на себе такие выдающиеся мыслители, как Рамакришна Парамаханса, Ауробиндо Гхош, Рабиндранат Тагор. В нашей стране эта область систематически не исследовалась, хотя отдельные аспекты культа изучены Г.М. Бонгард-Левиным, А.Я. Сыркиным, А.М. Дубянским, В.А. Ефименко, Т.К. Посовой.

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100