Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Различаясь по форме, дакшиначара и вамачара сходятся в том, что высшей целью человеческого бытия является мокша, т.е. освобождение от пут материального мира и соединение с божественным Абсолютом, который находит свое воплощение в Шакти. Но методы достижения этой цели у них несколько отличаются. Для дакшиначары, как для индуизма и буддизма, благородный и недоступный для всех путь к освобождению от круговорота перерождений достигается ревностным исполнением своей дхармы, связан с аскетической практикой и отказом от чувственных удовольствий. Подход вамачары прямо противоположный. Не случайно ее часто называют культом секса, культом экстаза.

Заметим, что для приверженца дакшиначары соединение со своей женой, «своей шакти»; не во время, скажем, чакра-пуджи, а, так сказать, в домашних условиях, вполне может мыслиться как единение с богиней. Супруги как бы повторяют космогонический половой акт Шивы и Парвати. И это не противоречит мировоззренческим установкам индуизма. Распространенное во все времена и у всех народов обращение к любимой женщине «Ты моя богиня!» в шактизме понимается чуть ли не буквально.

Кроме традиционного различения дакшиначары и вамачары, в академической литературе исходя из того, какую роль играет Шакти в процессе творения, подчиненную или главную, выделяют две формы шактизма: зависимую и независимую [Бхаттачарья Н., 1974, с. 73]. В зависимом шактизме богине поклоняются как второстепенному божеству, считая главными мужские божества. Такая зависимость прослеживается еще в ведийском сознании/Поскольку ведийская религия была патриархальной и в пантеоне главенствовали мужские персонажи (демиурги Дьяус и Праджапати, бог грозы Индра, бог огня Агни и др.), женские божества занимали подчиненное положение. Идея женской космогонической энергии еще не стала влиятельной космогонической доктриной.

Брахманическое мировоззрение в поздневедийский период тоже культивировало примат мужских божеств, что мало способствовало развитию шактистских идей. В индуизме, где главенствует (по крайней мере на уровне теологической идеи) знаменитая триада Брахма — Вишну — Шива, шактизм тоже не мог быть независимым. Верховным творцом считается мужское божество, чаще всего — Брахма, в ряде вишнуитских сект — Вишну, шиваитских — Шива. Тем не менее многие индусские мифы сохраняют и развивают представление о Шакти как носительнице творческой энергии, без которой верховное мужское божество не способно к созиданию. Подчеркивается, что с ее помощью Брахма или Шива проявляют себя и творят материальный мир. Шакти в индуизме поклоняются именно как супруге бога (обычно Шивы), подчиненной ему в космогоническом процессе.

Шива и Парвати

В новую эпоху главные места в женской части пантеона заняли Сарасвати — супруга Брахмы, Лакшми — супруга Вишну, и Парвати — супруга Шивы. Надо сказать, что богини индуизма гораздо активнее своих ведийских предшественниц. В многочисленных мифах они предстают как яркие, деятельные персонажи. Каждая играет самостоятельную роль. Сарасвати выступает как богиня мудрости и красноречия, Лакщми — красоты и богатства, а Парвати олицетворяет благочестие и беззаветную супружескую преданность. Богиням строили отдельные храмы, им были посвящены особые ритуалы, но над супругами их не возвышали.

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100