Поиск дешевых авиабилетов и отелей

Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Своеобразно преломились шактистские идеи в культе Кришны, которого считают одной из авашар (ипостасей) Вишну. В средневековой кришнаитской мифологии он популярен в образе деревенского пастушка. Любовь к нему заставляет женщин забывать все на свете. Оставив мужей и домашние дела, они бегут к нему в лес и в состоянии экстаза танцуют с ним на берегу реки Ямуны. В легендах не говорится о плотоядных жертвоприношениях или алкогольных возлияниях, но сама атмосфера экстатических: плясок схожа с той, о которой писал Дюбуа. И конечно, не случайно влечение женщин к Кришне трактуется индусами как влечение души к единению с богом. В некоторых областях и в некоторых сектах более чем Кришну почитают его супругу Рукмини или самую пылкую из его многочисленных поклонниц Радху [Бхаттачарья Н., 1987, с. 262]. Это наводит на мысль, что вектор некогда имел противоположное направление — ночные хороводы устраивали в честь женского божества.

Наибольшее развитие зависимый шактизм получает в шиваизме. Шива почитается как верховное божество, перед которым преклоняются все другие боги, даже Брахма и Вишну. Его супруга Парвати всецело подчинена ему. Обычно она находится рядом с Шивой в облике добродетельной и любящей жены, однако выступает по крайней мере в пяти различных ипостасях. Три из них благостные - Парвати, Ума и Сати; две другие — Кали и Дурга — предстают в ужасном, демоническом облике. В своей благостной ипостаси она красивая, нежная, чувственная и совсем другая в образе грозной воительницы Дурги или кровожадной Кали.

Отголоски представлений о космогоническом браке явственно слышны в некоторых популярных шиваитских мифах. Легенда рассказывает, что однажды по просьбе богов ради рождения сына, способного победить страшного демона, досаждавшего людям и богам, Шива и Парвати сошлись в неистовом любовном поединке, который длился целый «небесный год», т.е. 360 земных лет. Молниями полыхали небеса, сотрясалась земля, казалось, вот-вот наступит конец света. Испугались боги. Им показалось, что столь сильная страсть породит потомство, которое не смогут вынести ни земля, ни небо. Они стали просить Шиву не зачинать младенца, и он задержал семя. Потом выпустил, и оно, «прекрасное, пахнущее жасмином и голубым лотосом», упало в Ганг. Вмешательство богов, заставивших Шиву прервать ласки и задержать семя, разгневало Парвати. В сердцах она обрекла их на бесплодие, но потом смилостивилась и смягчила проклятие. Сын, которого назвали Скандой, все же родился, и демон был побежден. Мифология Дурги и Кали главным образом прославляет их подвиги в борьбе с демонами, угрожающими благополучию небожителей и людей, и вместе с тем оправдывает кровавые жертвоприношения.

Дурга (букв. «Труднодоступная») изображается десятирукой, вооруженной различным оружием: трезубцем, копьем, луком, метательным диском — ваджрой. Ее окружают восемь йогинь, которые везде следуют за ней и пожирают тела побежденных ею демонов.

Еще одиознее выглядит Кали (букв. «Черная»). У нее четыре руки. В одной она держит меч, в другой жертвенный нож, в двух других — отрубленные человеческие головы. На шее у нее ожерелье из человеческих черепов, изо рта свисает окровавленный язык. Обе богини явно неарийского происхождения и были включены в пантеон в ходе адаптации индуизмом аборигенных верований в первых веках нашей эры. Эти богини некогда олицетворяли враждебные людям грозные силы природы, но потом стали защитницами людей в борьбе с демонами. Часто благостные и демонические ипостаси рассматриваются как аспекты единой богини. Здесь тоже проявляется тенденция сведения многочисленных женских божеств в образ одной богини и формирования универсальной идеи женского творческого начала, которая обнаруживается в самых неожиданных формах.

Кали

Следует отметить, что обе богини часто действуют совершенно самостоятельно. Они сами способны побеждать врагов в кровавом бою. Кали иногда изображают сидящей или танцующей на трупе Шивы, на ней ожерелье из костей и черепов, что указывает на ее главенство. Это говорит о том, что женские богини не всегда находились в безусловном подчинении мужским богам, они попали «в зависимость» в результате их позднейшего вовлечения в пантеон индуизма.

Кали, танцующая на трупе Шивы

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100