Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

В книгах об индуизме различия и противоречия индусской системы верований обычно трактуются как доктринальные вариации различных сект, в то время как «индуизм» в целом считается одной из крупнейших мировых религий. Согласно статистике, он занимает третье место после христианства и ислама по числу последователей. Однако уже отмеченные различия слишком основательны, чтобы их можно было считать сектантскими вариациями одной и той же религии. Разные ритуалы, разная теология, разные священные книги и разные верховные боги: очевидно, что «индуизм» объединяет в себе различия по меньшей мере такие же фундаментальные, какие существуют между иудаизмом, христианством и исламом, не говоря уже о других религиях Ближнего Востока.

Если объединить все перечисленные религии под одним общим термином и назвать их «сектами» одной ближневосточной религии, получилось бы нечто эквивалентное индуизму. Но взрыв протеста со стороны адептов этих религий не позволил бы нам это сделать: они никогда не согласились бы быть сведенными к простым сектам. Они так и не выработали в себе той терпимости, которая практикуется и, что еще более важно, теологически и антропологически обосновывается в индусских религиях. Поэтому у нас не остается выбора. Если признавать иудаизм, христианство и ислам самостоятельными «религиями» и если, как того требует интеллектуальная честность, применять тот же термин к сопоставимым феноменам, то нельзя не прийти к выводу, что внутри «индуизма» бок о бок существуют несколько религий.

Можно возразить, что именно многообразие представлений о божественном и приближении к нему, вечно меняющаяся модель, позволяющая личности выбрать свой путь достижения благополучия и освобождения, и являются характерной чертой индуизма, составляющей его особую привлекательность. Это истинная правда, но мы нисколько не умалим достоинств этого постоянно взаимодействующего религиозного многообразия и либеральности, если представим «индуизм» как ряд связанных между собой, но все же самостоятельных религий.

Как раз наоборот, сохранив все свои характерные особенности, «индуизм» таким образом освободится от упреков в логической непоследовательности, внутренней противоречивости, интеллектуальной неадекватности, сомнительной морали и социальной этике, часто высказываемых в его адрес христианскими теологами, принимающими его за единую религию. Эти упреки можно было бы признать справедливыми, если бы индуизм как целое был сопоставим с христианством, исламом или буддизмом. Но они перестают быть справедливыми, как только мы начинаем сравнивать иудаизм или христианство, ислам или буддизм с вишнуизмом, шиваизмом, ведантизмом смартов или «неоиндуизмом» и т.д. или сопоставляем племенные религии Индии с другими племенными религиями в преимущественно исламских, христианских или буддийских регионах мира.

Автор: Г. фон Штитенкрон

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100