Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Третьим компонентом следует считать племенную религию. Можно возразить, что, постулируя племенную религию как компонент индуизма, мы вводим ненужную или «экзоцентрическую» категорию, которая на самом деле своих следов в индуизме не обнаруживает. Но племена упоминаются в древнейших текстах и имеют отношение к общественному и ритуальному укладу населения долин, пусть лишь ив качестве антитезы, как необходимое зло. Их называют «разбойниками» и даже «демонами» (пишача или бхута). В то же время встречаются парадоксальные на первый взгляд свидетельства их честности, благородства и невинности [Делиже, 1985, с. 11]. Это отражено, в частности, в знаменитом эпизоде «Рамаяны», когда Шабари, женщина из лесного племени, угощает Раму ягодами, которых она сама до того, уже отведала (Рамаяна Араньяканда).

Такое представление о племенах прекрасно сочетается с образом их среды обитания, сложившимся у населения долин. Лес так же амбивалентен, как и человек из племени: пугающий, он в то же время является источником обновления и «семени дхармы». Под племенной религией подразумевается не только религия лесных племен, таких, как мурия и мария Бастара, но также огромных кочевых пастушеских племен, живущих в Раджастхане и на Декане. Горы, муравейники, деревья, лесные звери, реки — любые проявления неукрощенной и опасной природы близки этим людям и обладают внутренней божественной силой. Религия отражает человеческую жизнь, и отношения с божествами отмечены интимной бесцеремонностью. Антропоморфные мурти божества встречаются редко [Элвин, 1955, с. 577; Эшманн, 1978, с. 81], поскольку духи предков, родовые боги и богиня земли вселяются в «шаманов» и вступают с ними в различные взаимоотношения. Например, в храме богини Дантешвари в местечке Чхота Донгар в Бастаре ее образ просто отсутствует и сиденье деви пустует. В наши дни в храмах встречаются мурти, отлитые из металла, но искусство литья — сравнительно недавнее нововведение в Бастаре.

Барабанный бой и танец призваны активизировать духов и богов. Иногда божество (бог свадеб), дарующее плодовитость, может изображаться в танце и музыке, как, например, в свадебных танцах племени мария в Бастаре. Некоторые свадебные танцы представляют собой инсценировку столкновения с бизоном. Аналогичным образом у пастушеских племен перед свадебной церемонией инсценируется схватка с быком, о чем упоминается в ранней тамильской литературе, а приманивание быка распространено в некоторых регионах современного Тамилнада [Харди, 1983, с. 616 и сл.].

Среди людей, тяготеющих к другим компонентам индуизма, племенные обычаи имеют репутацию безнравственных и слишком вольных. Не понятые населением кшетры, эти обычаи способствовали проникновению извращений в такие тантрические ритуалы, как шабаротсава (Калика-пурана 63, с. 17 и сл.), в ходе которого нормы иерархии и сексуальной пристойности отменяются. Аналогичным образом любовь пастушек гопи к Кришне может интерпретироваться исключительно эротически или как чистый образец эмоционального бхакти либо философски, в терминах йоги и адвайты [Харди, 1983, с. 494 и ел.]. Таким образом, следует иметь в виду, что процесс «индуизации» племен сопровождался, в свою очередь, их влиянием на индуизм.

Автор: Г.-Д. Зонтхаймер

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100