Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Следующим пунктом на пути распространения бхакти стала Махараштра, где возникли два направления — маханубхавы и варкари. Первое из них офомилось в 60-е годы XIII в. под духовным руководством Чакрадхара. Для воззрений маханубхавов были характерны монотеизм в сочетании с обожествлением трех гуру — Чакрадхара, его гуру Гундам Раула и Чангдев Раула, гуру последнего, резкое отрицание кастовых различий, призыв к аскетизму и отказу от всего мирского.В отличие от лингаятов, для которых труд и милосердие были важнейшими формами служения богу, маханубхавы считали наиболее достойным образом жизни нищенство, при этом они полагали грехом просить милостыню у богатых и утверждали: Тот, кто бьет тебя, и тот, кто боготворит тебя, должны быть для тебя равны (цит. по [Фелдхаус 1983, с. 199 - 202]). Из-за преследований со стороны властей маханубхавы были вынуждены записывать свои литературные произведения особым шифром. Постепенно секта утратила свое значение, хотя ее относительно немногочисленные последователи существуют в Махараштре и по сей день.

Гораздо более важную роль в религиозной, социальной и культурной жизни региона играли и продолжают играть варкари.

Оригинальное направление бхакти сложилось и на востоке Индии, в Бенгалии. Оно связано с именем Чойтонно (Чайтаньи) (ок. 1486 - 1533), брахмана из Навадвипы. К этому времени в Бенгалии значительное распространение получил культ Кришны и Радхи; именно ему обязана литература XII в. таким выдающимся произведением, как «Гитаговинда» Джаядевы. Получивший обычное для ортодоксального брахмана образование, Чойтонно отказался от мира, некоторое время жил как аскет-санньясин в Пури, а затем, вернувшись на родину, основал общину бхактов-кришнаитов и стал проповедовать экстатическую любовь к Кришне; себя же Чойтонно отождествлял с Радхой.

Отвергая внешние стороны культа, Чойтонно ввел для своих учеников, среди которых были люди из низших каст, женщины и даже мусульмане, новый ритуал — санкиртан — совместное воспевание имени бога, исполнение гимнов, танцевальные процессии. Он считал, что каждый человек, вне зависимости от касты и пола, достоин милости Кришны, для этого нужны только самозабвенная любовь к богу и отречение от всего мирского. Сам Чойтонно не оставил, в отличие от других проповедников бхакти, литературного наследия. Его изречения были записаны учениками, один из которых, Кришнодаш Кобирадж, составил житие учителя под названием «Чайтанья-чаритамрита» [Дас Гупта, 1978, с. 63—72].

Для учеников Чойтонно была характерна активная проповедническая деятельность, причем не только в Бенгалии, но и за ее пределами. Пятеро из них основали кришнаитскую общину в Ориссе [Дас, 1980, с. 344], другие отправились в район Матхуры и стали служителями в знаменитом храме Кришны в Брадже.

Хотя бхакты в большинстве своем относились к книжной учености и философским размышлениям негативно или в лучшем случае равнодушно, противопоставляя «умствованию» свой мистический опыт, идеи бхакти легли в основу философского направления, к которому принадлежали такие яркие мыслители, как Рамануджа (XI в.) и Мадхва (XII в.). Они подвергали критике философию адвайта-веданты, разработанную Шанкарой, и утверждали, что реален не только бог, но и мир, им сотворенный. Безличному, абстрактному Брахману-Абсолюту Шанкары они противопоставляли личностного бога — совершенную индивидуальность, бога, сотворившего мир любовью и присутствующего во всем материальном мире.

Индивидуальная душа, с их точки зрения, обладает определенной свободой выбора и ответственна за свое поведение в телесном воплощении; спасение же возможно на пути бхакти, которое рассматривается как интуитивное стремление души к богу, одновременно эмоциональное влечение и нравственное усовершенствование, включающее в себя выработку у адепта таких качеств, как освобождение от мирских соблазнов, милосердие, правдивость, безграничная вера в милость бога [Радхакришнан, 1956 - 1957, т. 2, с. 597 - 650]. Интересно, что и Рамануджа, и Мадхва были южноиндийскими брахманами, творчески изучившими наследие тамильских поэтов-бхактов.

К южноиндийским брахманам принадлежали два мыслителя, которые сыграли исключительно важную роль в распространении бхакти на Севере, — это Валлабхачарья и Рамананда. Валлабхачарья (ок. 1478 - 1530) был родом из Андхры, но детство провел в Варанаси и остался на Севере до конца жизни. Его перу принадлежат трактаты «Анубхашья» и «Сиддханта-рахасья», а также ряд других, но в отличие от Рамануджи он не ограничивался ролью ученого. Результатом его деятельности как проповедника и религиозного реформатора стало основание знаменитой кришнаитской общины пушти марг, о чем речь впереди.

Основу философских воззрений Валлабхачарьи составил чистый монизм (шуддха-адвайта). Уже само это название содержит критику Шанкары, в которой Валлабхачарья следовал традициям Рамануджи и Мадхвы. Согласно Валлабхачарье, мир и бог одинаково реальны, ибо мир и есть бог, а вне бога он не имеет существования. Не отрицая таких путей богопознания, как джняна и карма, мыслитель считал, что в современных ему условиях они доступны лишь немногим, в то время как путь бхакти открыт для всех. При этом философ разделял маръяда-бхакти — служение богу по правилам, предписанным священными книгами, и пушти-бхакти — путь для обездоленных и слабых, способных только безгранично любить бога, для тех, кому бог в своей неизреченной милости дает защиту и убежище у своих ног [Радхакришнан, 1956 - 1957, т. 2, с. 681 - 684; Цветков, 1979, с. 28 - 36].

Как и Валлабхачарья, Рамананда был южноиндийским брахманом, проведшим большую часть жизни в Варанаси. К сожалению, из творческого наследия Рамананды не уцелело практически ничего, да и биография его складывается в основном из легенд. Известно, что жил мыслитель в XV в. (1400 - 1470 или 1440 - 1518), считал себя последователем Рамануджи. В восприятии Рамананды бог был единым, лишенным зримого образа и почитаемым всеми религиями под разными именами, что представляется серьезным отличием и от взглядов Рамануджи, и от воззрений других философов-бхактов, для которых Брахман хотя и был единым, но все же воспринимался как Вишну, совмещавший в себе всех остальных богов.

Рамананда негативно относился ко всем формальным сторонам религиозного культа и проповедовал равенство людей перед богом. Среди его учеников были, согласно традиции, представители самых разных каст, женщины и мусульмане.

Таков был путь распространения идей бхакти с юга на север Индии.

Автор: Е.Ю. Ванина

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100