В конце XIII века Китай был завоеван монголами, положившими начало новой династии Юань. Впервые вся огромная территория страны оказалась подчиненной чужеземной власти. Период монгольского господства, длившийся в Китае почти девяносто лет, с 1280 по 1368 год, в известной мере изменил соотношение развития различных областей традиционной культуры. Вместе с тем он представлял собой и новое связующее звено между двумя историческими этапами средневекового китайского искусства.

Гнет чужеземного владычества, уничтожение в процессе завоевательных войн национальных культурных ценностей, разруха и обнищание северной части страны не могли не отразиться на духовной жизни Китая, в которой обострились многие противоречия, внешне, казалось бы, не столь заметные.

Вся организация столичной культурной жизни на первый взгляд сохранила привычный традиционный уклад. Монголы, сгруппировав вокруг двора выдающихся деятелей искусства, постепенно стали привлекать и к чиновничьим должностям образованных китайцев. Большое внимание по-прежнему уделялось и градостроительству. Вновь отстроенные после разрушений города продолжали поражать приезжих иностранцев своими размерами и блеском. Особую пышность приобрела перенесенная в Даду (Пекин) столица Юаньского царства. На ее территории возникли новые дворцы и храмы. Особое внимание уделялось светскому зодчеству. Крыши столичных дворцов покрылись черепицей, методы изготовления которой пришли в Китай из Средней Азии. Однако роскошь этих блестящих восточных городов, завоеванных монголами, еще более, чем прежде, контрастировала с бесправием коренного населения.

Несмотря на внешнюю яркость столичной жизни, пора монгольского владычества в Китае окрашена настроениями подавленности, тоски и уныния. Все это привело к постепенному ослаблению высокого духовного напряжения, которое составляло эмоциональную творческую основу поэзии и живописи сунского периода.

В XIII-XIV веках пейзаж по-прежнему оставался одним из ведущих жанров. Однако если сунская пейзажная живопись суммировала все лучшее, что составляло эстетическое содержание эпохи, то юаньская могла воплотить в себе идеалы времени значительно более односторонне. Большая часть живописцев, не желая работать при монгольском дворе, нашла прибежище в южных провинциях, ориентируясь в своем творчестве на высоко ценимые достижения великих мастеров прошлого. Постепенно складывается своеобразный культ старины, возвеличивания культуры, созданной в эпоху расцвета китайского государства. Однако в стилистических приемах мастера юаньской живописи не следовали непосредственно за сунскими, соединяя в своих произведениях манеры и почерки художников разных времен, стремясь в этом выразить свою личность.

Небывалые до того времени формы приобрело в юаньских свитках соединение живописного изображения с поэтической, каллиграфической надписью. Надпись, таящая в себе скрытый подтекст, дополняла и расшифровывала символический смысл произведения, давала толчок ассоциациям и одновременно вносила в картину декоративность и орна- ментальность. Ритм каллиграфического почерка и живописного мазка нередко был единым. Изображение и стихи имели одинаково важное значение, образуя новый художественный синтез, которого не знало прежде китайское искусство.

Принципы сунской живописи «вэнь-женьхуа» и таких ее представителей, как Су Ши и Вэнь Тун (1018-1079), стали руководящими в деятельности юаньских художников. Живопись для них представлялась прежде всего средством выражения личных, скрытых от всех движений души, индивидуальной реакцией на окружающий мир. Подобно су неким ученым-дилетантам, они противопоставляли себя профессионалам - членам Академии, работавшим по заказу двора и знати. Но в юаньскую эпоху их субъективизм носил значительно более конкретную, чем в сунское время, форму протеста против иноземного владычества, утверждая незыблемость национальной художественной традиции, ее преемственность. Многие их композиции имели иносказательный смысл и были понятны посвященным в своем символическом подтексте.

Одной из главных иносказательных тем юаньской живописи становится изображение бамбука, олицетворяющего собой несгибаемого духом, стойкого перед невзгодами, благородного ученого. Прославленными мастерами живописи бамбука юаньского времени были У Чжэнь (1280 - 1354), Ли Кань (1245-1320), Гу Ань (середина XIV в.). Дополняя свои картины поэтическими надписями, они создали множество свитков и альбомных листов, интерпретирующих бамбук как поэтический сюжет, способный выразить самые разнообразные душевные состояния человека. Сосредоточенность на одной теме в течение многих лет привела к тому, что живопись бамбука стала апофеозом мастерства, виртуозного владения кистью и тушью.

У Чжэнь. Бамбук. Фрагмент свитка на бумаге. XIV в. Пекин, музей Гугун

Гао Кэ-гун. Весенние горы после дождя. Свиток на шелку. XIII - XIV вв. Был в собрании музея Гугун в Пекине

 Самым лирическим и тонким живописцем юаньского времени был Ни Цзань (1301-1374), каллиграф и поэт, всю жизнь проживший вдали от столицы на лоне природы. В простых и лаконичных пейзажах он сумел воплотить дух своего времени. Темы его произведений почти всегда однообразны. Он словно варьирует один и тот же мотив, передавая тончайшие оттенки настроений и движений души художника-поэта. Его монохромные пейзажи, такие, как «Хижина рыбака в светлую осеннюю пору» (Шанхай, Городской музей), исполнены обычно тонкой и изящной линией, воссоздающей хрупкую и прозрачную чистоту природы, вызывающей легкие, едва уловимые эмоции.

Подобно другим его современникам, Ни Цзань отказался от шелка как материала для своих картин. Он писал обычно на рыхлой, легко реагирующей на любое прикосновение влажной кисти бумаге, используя по-новому ее белоснежную матовую поверхность, на которой особую выразительность получали тонкие, серебристые нюансы туши как в самом изображении, так и в стихотворной надписи. Пейзажи Ни Цзаня обычно гармоничны и просты по композиции, но гораздо более камерны по мироощущению, чем сунские. Передача природы в ее единстве и космическом величии уже не является целью живописца.

Ни Цзань. Пейзаж. Свиток на бумаге. XIV в. Шанхай, Городской Музей

Картины таких юаньских художников, как Хуан Гун-ван (1269-1354), Ван Мэн (1309-1385), Гао Кэ-гун (1248 - ок. 1310), У Чжэнь, были более традиционны в своих композиционных приемах, развивавших основные идеи масштабных свитков «шань-шуй» в изображении природы и приемы повествовательной сунской живописи, сочетавшей жанровые сцены с пейзажными.

Крупным художником юаньского времени был пейзажист Хуан Гунван, ученый и поэт, проживший отшельником в горах всю свою долгую жизнь. Его ландшафты («Селение в горах Фучжун»; был в собрании музея Гугун в Пекине), хотя следуют традициям ранних сунских живописцев, лишены их гармонической цельности, классической соразмерности.

К числу художников, вернувшихся в столицу и работавших при дворе, принадлежали Жэнь-жень-фа (ум. 1373), Ван Чжэн-пэн (XIV в.), Ван Юань (работал в 1310-1351 гг.) и Чжао Мэн-фу (1254-1322). Вкусы знатных заказчиков с их тяготением к цветовой звучности не могли не сказаться на их творчестве. Яркие, тщательно выписанные картины анималистического жанра, жанра «цветы-птицы», бытописательные сцены характеризуют живопись столичных мастеров.

Чжао Мэн-фу, поэт, ученый и каллиграф, согласившийся занять при монголах государственный пост, прославился не только архаизирующими пейзажными свитками, выполненными в ярких тонах, но особенно виртуозным изображением лошадей и всадников. Его картины, выписанные с большой четкостью, отличались простотой, доступностью, жизненностью образов. В таких композициях, как «Лошади на водопое» (Пекин, музей Гугун), пейзажный фон лишен таинственности и философской глубины.

Чжао Мэн-фу. Лошади на водопое. Фрагмент свитка на бумаге. XIV в. Пекин, музей Гугун

Чжао Мэн-фу. Лошади на водопое. Фрагмент свитка на бумаге. XIV в. Пекин, музей Гугун

Разделившись на многие направления и жанры, живопись XIV века перешла к решению менее значительных и глубоких, но зато более конкретных жизненных проблем, что привело в последующую эпоху Мин к существенной переоценке значения отдельных жанров, утрате пейзажем своего ведущего значения, выдвижению на первый план повествовательной живописи и декоративных свитков с изображением цветов и птиц.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

 

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100