Изощренное чувство природы с необычайной полнотой проявилось в изделиях прикладного искусства периода Корё, особенно в керамических изделиях. Именно керамика принесла государству подлинную славу, став его ценностью, предметом вывоза в другие страны. Корейская керамика поднялась до высот, едва ли достигнутых даже  китайцами. Если же сравнить  керамические изделия XI-XII веков с предметами ранней керамики,  созданными в самой Корее, то видно, какой сложный путь проделало за  несколько веков корейское художественное мышление.

Сосуды Коре тонкостенны и правильны, в них исчезает  монументальная архаичность, свойственная древним керамическим предметам, на смену которым приходит  нежность и легкость.  Мастера-керамисты периода Коре обладали столь же развитым чувством природы, что и зодчие. Они научились избегать ярких, бьющих в глаза красок,  привлекавших гончаров многих  восточных стран, сумели донести до  зрителей ощущение свободной жизни изображенных ими цветов. Силуэт сосуда, узор, цветовое решение в период Коре просты и  пропорциональны. Они сливаются в удивительном художественном единстве, приобретают изысканную мягкость и совершенство природных форм. Узор не столько подражает  реальной окраске природы, сколько  выявляет ее гармонию.

Расцвет керамической продукции начинается с X - XI веков. С этого времени для нужд двора стали изготовляться многочисленные изделия, покрытые бледной, зеленовато-голубой глазурью, получившей  впоследствии в Европе наименование селадоновой. Эти изделия составляли основную продукцию гончарных  печей вплоть до XIV века, но помимо них была также распространена  керамика с глазурями красновато-коричневого, черного и белого цветов. Большим разнообразием отличалось декоративное оформление изделий. Использовалась гравировка, штамповка, рельефная лепка, а также подглазурная роспись медной  краской. Изготавливались  скульптурные сосуды в форме животных, птиц, плодов и растений,  отличавшиеся большим пластическим  совершенством. Но явлением в  подлинном смысле неповторимым  были сосуды сангам, при изготовлении которых корейцы использовали технику инкрустации разноцветными глинами. Инкрустированные сосуды обретали особую чистоту и  свежесть, в них ощущалась  драгоценная фактурность мозаики. Эти качества можно наблюдать в сосуде для вина в форме дольчатой тыквы, ныне хранящемся в сеульском музее Токсугун. Легчайшие гирлянды белых цветов с темными  листьями, расположенные по его поверхности, словно готовы раствориться на серо-зеленом фоне и вместе с тем обладают отчетливостью тонкого кружева, подчеркивают упругую плавность линий, отличаются той необыкновенной точностью, в которой расчет ощутим как интуиция, откровение творца. Несколько по-иному, но столь же совершенно раскрывается красота узора и в небольшом сосуде для  воды, выполненном в форме котелка (Сеул, музей Токсугун). Расположенные по обеим его сторонам два белоснежных цветка пиона крупны, подчеркивают мягкую округлость и уравновешенность его очертаний. Обрамление черными листьями  придает цветам особую яркость,  выявляет их сочную свежесть.

Керамический сосуд для воды с инкрустированным узорам. XII в. Сеул, музей Токсугун

Так, развившаяся на этапе зрелого средневековья идея пантеизма,  отражения в единичном целого, в керамике Кореи получила отчетливое выражение в композиции, в соответствии части и целого.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100