Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

В основе шактистской онтологии лежит история космического брака Шивы и Шакти. Для индийской философии вообще характерно смешение мифологических образов и философских категорий, и шактистская космогония не исключение. Между тем в ней ясно выражена тенденция к категориальному мышлению. И мифологическая логика легко преобразуется в философскую.

Согласно этой философии, источник развития чувственно воспринимаемого мира и причина его многообразия лежат во взаимодействии двух противоположных начал: женского, которое персонифицируется в Шакти, и мужского, которое персонифицируется в Шиве. Шакти — это материальное, темное, динамичное начало, которое первоначально находится в состоянии хаоса. Шива ассоциируется с духовной, светлой, разумной стороной бытия. Другими словами, Шакти — это материя, природа, а Шива — космическое сознание, дух, который привносит в мир хаоса некий порядок.

И в метафизических экскурсах имена Шакти, Шивы и Брахмы заменяются на категории, которые широко используют классические даршаны. Термином шакти или близкой по смыслу категорией пракршпи («природа», «материя»), которая играет большое значение в таких философских школах, как санкхья и веданта, обозначается материальное начало. Идеальное начало обозначается термином пуруша (букв, «мужчина»), который на европейские языки переводится как «душа», «сознание». Вместо имени Брахма используется понятие брахман, имеющее громадное значение в веданте и других философских системах. Кроме того, с противоположением Шакти - Шива связываются категории сат («бытие»), чит («чистое сознание»), а также категория ананда («блаженство»), которая объединяет две предыдущие (caт – чит - ананда).

«Чистое сознание» Шивы и «материальное бытие» Шакти поначалу слиты воедино. В этом состоянии Шакти называют Чидрупини, что значит «принявшая форму сознания». От Шивы она отличается только своей потенцией к созиданию материального мира, в ней заложено «семя вселенной». Отделившись от Шивы, Шакти становится самостоятельной материальной реальностью, бытием, которое обозначается термином caw и противополагается субъективной реальности, сознанию, обозначаемому категорией чит. Имена богов здесь читаются как философские категории. Шива и Шакти, сознание (чит) и материя (caт), мужское и женское начало соединены в Брахме (брахмане), и это единение обозначается термином ананда, что значит «радость, блаженство». Популярная философская формула caт – чит - ананда («бытие – сознание - блаженство») в шактизме становится обозначением космического полового акта.

Затем происходит размежевание. Шакти дифференцируется на грубую и тонкую материю, а также на ряд элементов, содержащих некоторые первичные качества — гуны. Разнообразием комбинаций этих элементов обусловлено разнообразие окружающего нас мира. Мир вещей иллюзорен, за всем стоит единственная реальность — Шакти. Она открывается человеку через тантрический опыт, который для философии не просто медитативная практика, а метод познания и самопознания. Через понятие шакти осмысливаются категории материи и сознания, пространства и времени, дхармы, кармы и мокши. Мыслители шактистской ориентации признают доктрину кармы и мокши (освобождения от цепи перерождений), но считают, что освобождение означает слияние с женским мировым началом, а не с мужским абсолютом. Причем поиск этот должен быть направлен не вовне, а внутрь собственного «Я», ибо универсальное женское начало сокрыто в каждом человеке.

Таким образом, в философии термин шакти определяется как космогоническая энергия, проявляющая себя либо как самостоятельная сила, либо как активная сторона какого-то иного начала, тоже универсального, но не столь активного. В любом случае ее активностью объясняется возникновение и развитие материального мира.

Автор: В.А. Ефименко

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100