Непрекращающаяся строительная деятельность Джайявармана VII привела к тому, что в конце XII — начале XIII века было построено почти столько же памятников, сколько всеми его предшественниками. Между 1184 и 1191 годами на северо-востоке от Ангкор Тхома возник обширный храмовый комплекс-монастырь Преах Кхан. Надпись на основании центрального храма упоминает 102 башни святилища, 485 застроенных участков с каменным основанием и 439 келий, которые разместились на общей площади 1000 х 750 м.

Преах Кхан (по-кхмерски «Священный меч») основан в честь победы Джайявармана VII над тямами на том самом месте, где в 1177 году принц Джайяварман разгромил вражеское войско. Дорога, по которой с триумфом возвращались кхмеры, стала артерией, соединяющей Преах Кхан с главным городом королевства. Тогда же в Ангкор Тхоме были открыты пятые ворота, получившие название Ворота Победы, а перед Преах Кханом был вырыт огромный бассейн.

Преах Кхан. План

Как и в Та Прохме, в Преах Кхане нарушено уравновешенное соотношение горизонталей и вертикалей, так четко обозначившееся в храмах классической поры. Кроме того, ядро памятника — его центральная башня — до нас не дошла, и сейчас храм воспринимается только в горизонтальной протяженности.

В конструкции комплекса соединились два принципа, два совершенно самостоятельных архитектурных образа: это центральный храм (квадрат 50 х 50 м с портиками, ведущими внутрь со всех четырех сторон) и длинные подходы к нему (следующие один за другим внутренние дворики со своим замкнутым пространством).

Преах Кхан. Подход к храму

Самый протяженный подход к храмовому комплексу соединяется с дорогой, выходящей из Ворот Победы. При приближении к храму дорога расширяется, и последние 250 м ее оформляют каменные фигуры гигантов.

Преах Кхан. 1184 - 1186 гг. Аллея столбов, ведущая к храму

Дорога столбов и особенно Дорога гигантов (сильно напоминающая подход к Ангкор Тхому) являются отличительной особенностью Преах Кхана.

Внизу столбов и портиков-гопур расположены маленькие рельефы с забавными бытовыми сценами. Особенно хороши в своей жизненной непосредственности рельефы с апсарами, которые здесь воспринимаются не как прекрасные и недоступные небожительцы, а как простые танцовщицы. В непрерывном движении они размещаются на длинных фризах над входами и в специальном помещении на востоке по обе стороны оси прохождения.

Преах Кхан. Перемычка двери с танцующими апсарами

Преах Кхан. Танцующие апсары. Деталь

Это помещение, происходящее от крестообразных двориков Ангкор-Вата, но сильно измененное и получившее название «Зал танцовщиц», буквально «населено» апсарами. Но, как и в Та Прохме, они очень далеки от изображенных строго стоящими апсар на стенах классических кхмерских храмов. Кажется, что их захватила стихия танца. Новые неожиданные ритмы «колышут» фигурки танцовщиц, нет ни одной, стоящей в покое: даже отдыхая, одна из них нагнулась и поправляет украшение на ноге, другая присела и головой оперлась на руку, а третья своим живым поворотом может неожиданно напомнить зрителю балерин Дега.

К северу от этого зала находится очень странное сооружение, не имеющее ничего общего со всей кхмерской архитектурой. На высоком постаменте расположен гипостильный зал с плоским покрытием и длинным рядом тяжелых цилиндрических колонн с кольцами, опоясывающими базы и капители. К зданию нет никакого подхода, к залу не ведут никакие лестницы. Если вспомнить, что кхмеры применяли в своих постройках только четырехгранные столбы, избегая, как и во всем, округлых форм и линий, плохо воспринимающихся при тропическом освещении, и что круглые колонки, поддерживающие мосты и террасы, использовались лишь как подпорки, то есть там, где они не были видны, то возникновение в самом центре королевства этого «инородного тела» совершенно непонятно. Также непонятно и появление здесь, в Преах Кхане, маленьких круглых куполов, покрывающих многочисленные кельи монастыря, тесно примыкающих друг к другу и, если смотреть издали, напоминающих морские волны. Их очень много, они простираются далеко от храма и как бы тонут в ангкорском лесу.

Преах Кхан. «Библиотека» с круглой колоннадой

Преах Кхан. «Библиотека» с круглой колоннадой

Весь храм Преах Кхан посвящен самой значительной военной победе Джайявармана VII, в то время как его центральная часть сооружена в честь матери короля, а одна из часовен — в память о его рано умершей дочери. Этой совсем юной, погибшей от туберкулеза принцессе поставлена статуя в образе богини мудрости Праджняпарамиты. Редкая одухотворенность и самопогружение, исходящие от этой небольшой по размерам скульптуры, создают атмосферу скорби и печали.

Преах Кхан по своей планировке, по тому, что он вобрал в себя как бы несколько храмов, которые имели различные назначения и были посвящены различным событиям, представлял целый город. Этот сложный конгломерат храмов и храмовых помещений, соединенный с крупнейшим в то время буддийским монастырем и окружающим его поселением, вмещал на своей территории до ста тысяч человек. Однако осуществление этих колоссальных ансамблей уже далеко от совершенства. Небрежность ощущается во всем: в установке и размещении каменных блоков и в украшении храмов.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100