Гениальный расчет кхмерских строителей в подчинении окружающей среды архитектуре ощущается уже при приближении к памятнику. С южной стороны от реки Сиемреап дорога идет под углом к прямой и ровной стене, отгораживающей храм от рва. Чтобы увидеть храм, нужно проехать дорогу почти до конца, и только на расстоянии 500 метров от храма она слегка поворачивает и прямо перед зрителем открывается вид на центральную башню Ангкор-Вата (внезапный эффект этого архитектурного образа во всей его целостности можно сравнить с тем впечатлением, которое производит Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, впервые увиденная из-под арки Генерального штаба).

Силуэт Ангкор-Вата очаровывает своей сложной гармонией. Поражает легкость, с какой вздымаются его красивые башни, напоминающие бутоны огромных лотосов, и вместе с тем плавная протяженность храма, который, спускаясь уступами с самой вершины, широко раскинулся в пространстве. Соразмерность горизонталей и вертикалей, уравновешенность всех частей — это первое, что покоряет сразу же при знакомстве с памятником. Дальше, двигаясь вдоль южной, а затем и западной стены, ясно «читается» протяженность самих стен. Действительно, их размеры огромны — 1500 х 1300 м. На западной стене находится главный вход на территорию храма.

Ангкор-Ват. Подход к ограде храма с западной стороны

Для многих ученых до сих пор остается загадкой, почему вход в Ангкор-Ват находится на западной стороне, а не на восточной, как во всех остальных кхмерских храмах. Делались различные предположения. Долгое время это объяснялось тем, что храм считался погребальным. В своих записках Чжоу Такуань указывает на погребальное значение храма и тем самым объясняет необычность западного входа. Однако более убедителен довод, высказанный крупнейшим исследователем кхмерского искусства — Анри Маршалем, который считает Ангкор-Ват не усыпальницей, а храмом, посвященным богу Вишну и основанным (о чем свидетельствуют раскопки) на месте древнего примитивного святилища этого бога. Кроме того (и это Маршаль считает главной причиной), Ангкор-Ват со своей западной стороны ближе всего подходил к Ангкор Тхому и к первой столице Ангкора — Яшодхарапуре, поэтому в целях обороны было естественным оставить открытым только западный вход.

Ориентация храма на запад, кроме того, что она имела большое экономическое, а главное — стратегическое значение, позволила поместить храм не в центре (как это имело место во всех предшествующих памятниках), а сдвинуть его к востоку. Это нарушение строго центрического построения повлечет за собой много дополнительных изменений и неожиданных эффектов. Последовательное развитие кхмерской архитектуры все пронизано внутренним единством. Сложившийся образ Ангкор-Вата не только подытожил опыт, накопленный столетиями, но в нем достигнута та свобода обращения со всем арсеналом художественных средств, которая позволяет отступать от точно найденных регламентации. Необычная направленность и необычное расположение храма четко определяют его исключительность в ряду самых прекрасных кхмерских памятников.

Ангкор-Ват. Западная сторона. Переходной мост и входные павильоны

При подходе к Ангкор-Вату с западной стороны силуэты башен едва видны. На передний план мощно выступает стена с главным и двумя боковыми порталами. Через ров идет широкая дорога, выложенная крупными плитами песчаника, которая направляет к главному входу, ведущему на территорию древнего храма. Предвосхищает дорогу крестообразная площадка, выходящая к платине, пересекающей ров.

Дорога шириной в 12 м выложена прямоугольными песчаными плитами и обрамлена балюстрадой наг, распростертых на невысоких кубических столбах-подставках. Кроме того, с обеих сторон дороги находятся колонки, поддерживающие плинтус в виде выступа, удваивающие подпору. Вся эта конструкция напоминает соединительные мостики Бапхуона, ее истоком служили древние постройки на сваях.

Ангкор-Ват. Мост и входные павильоны. Вид сверху, аэрофотосъемка.

Дорога, проходящая по дамбе и пересекающая ров, подводит к монументальному порталу, открывающемуся тройным входом, над которым возвышаются три башни с усеченными вершинами. По бокам — с севера и с юга — центральный вход фланкируют широкие ворота с небольшими надвратными башенками. Они не имеют ни лестниц, ни порогов, ни перекрестных сводов над крыльцом, когда-то они служили для въезда повозок и прохода слонов. Великолепное оформление центрального портала с приделами, полусводами, покрытыми вьющимся растительным орнаментом, и обширными пропилеями являются прямым контрастом ничем не украшенным въездным воротам. Правда, декоративное убранство центрального входа, где всегда царит полумрак, едва заметно; создается впечатление, что скульптор слегка коснулся камня резцом и провел легкие линии, доступные лишь перу каллиграфа. Этот тонкий узор больше всего напоминает тисненый рисунок на коже — старинный народный промысел кхмеров. Для того чтобы рассмотреть его, нужно, чтобы глаз после яркого солнца привык к полутьме, поэтому невольно задерживаешься в проходе. И эта продолжительная пауза необходима для дальнейшего восприятия храма.

Ангкор-Ват. Общий вид храма и ведущая к нему дорога. Вид сверху, аэрофотосъемка

Глухая стена из латерита, раскинувшаяся по обе стороны от главного входа, резко отгораживает пространство вне храма от собственно храмового пространства. Ров и стена заставляют воспринимать Ангкор-Ват (как и любой архитектурный ансамбль эпохи феодализма) как крепость, огороженную и замкнутую, раскрывающую себя только изнутри. Поэтому новая встреча с памятником происходит резко и неожиданно. В конце затемненного зала центрального входа в ярком пролете портала как прекрасное видение вдруг возникает величественный силуэт храма, закрывающий весь горизонт. Этот повторный неожиданный эффект подготавливает зрителя к длительному постижению памятника. И невольно каждый, вступивший на священную землю Ангкор-Вата, не сразу устремляется к прославленному храму, а сначала направляется к обводной стене, которая с внутренней стороны открывается легкой и стройной галереей.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100