Жизнеутверждающий характер кхмерской скульптуры VI — VII веков определяется зарождающейся мощью молодого кхмерского государства. С еще большей силой эти черты проявили себя в архитектуре. В самом центре страны, на месте современного Самбор Прей Кука, король Ишанаварман I строит город Ишанапуру. Около тридцати больших и малых городов окружали столицу, превращая огромную территорию в плотно застроенный массив. Сохранившийся храмовый комплекс в Самбор Прей Куке позволяет ясно представить, как создавалась Ишанапура.

Квадратный в плане город занимал 4 кв. км. По-видимому, самым ранним памятником в Самбор Прей Куке можно считать небольшую постройку кубической формы, украшенную маленькими символическими окошками, наличниками которым служили волюты со скульптурными головами. Западнее этой постройки три группы храмов, каждая из которых окружена двойной квадратной оградой. Все святилища построены из кирпича и имеют покрытия в виде уступов, образованных сокращающимися в размере блоками. Сконструированные таким образом башни строго ориентированы по оси восток — запад. Главный храм южной группы строений, расположенный на квадратном цоколе в форме террасы, уже несет черты кхмерской архитектуры более позднего времени (восточная дверь с песчаными наличниками, украшенная по краям колоннами, ложные двери с трех других фасадов, выступающие фронтоны, и, наконец, мощная лепка, венчающая каждый этаж здания). Этот храм, посвященный богу Шиве, связан целым рядом столбов с небольшим святилищем, посвященным его ездовому животному (вахана) — быку Нандину. Вероятно, по столбам проходил мостовой настил — прообраз тех каменных дорог, которые впоследствии соединят все ансамбли Ангкора. Королевский дворец, защищенный оградой, дома богатых сановников, храмовых послушников, музыкантов и танцовщиц находились непосредственно возле храмов, далее располагались мастерские, поселения ремесленников, земледельцев. Здания, построенные из дерева, не сохранились, но раскопки открывают границы города, обнесенного земляным валом с оградами и рвом и остатки гражданских построек, типы которых можно видеть на рельефах монументальных сооружений Самбор Прей Кука.

Своим композиционным решением, убранством и богатым имуществом храмы Самбор Прей Кука отражали отношение к богам, которым они посвящены. Владыки «брахманского Олимпа» призваны были находиться в центре мира, на священной горе и повелевать временем и пространством. План земного жилища божества был строго центрирован и ориентирован на четыре части света. Фасад каждого храма и главный подход к нему обращены к востоку, к восходящему солнцу — источнику жизни. Окружная стена символизировала пределы вселенной, в то время как сам храм, находящийся в центре, убедительно указывал на средоточие вселенной, где правят божество и его наместник на земле — король. Рельефы на стенах храма, повествующие о деяниях богов и героев, еще очень архаичны, лишены той свободы, которая отличает современную им круглую скульптуру. Однако они и в художественном, и в символическом значении (что важно подчеркнуть именно сейчас, когда речь идет о каноническом построении кхмерских храмов) необычайно важны: они выполняют роль вдохновителя и путеводителя, являясь необходимой, основополагающей «грамотой» для всех прихожан (а, следовательно, и для всего населения страны).

Эта сложившаяся со времен Самбор Прей Кука схема остается неизменной на протяжении веков, меняться будет только высота храма, его протяженность, устремленность ввысь его центральной башни и, конечно, художественное оформление каждой отдельной детали.

Основным строительным материалом для культовых сооружений, монастырей, построек для хранения священных текстов (так называемых «библиотек») и ритуальных атрибутов служил в VII — VIII веках высококачественный кирпич. Прочная кирпичная кладка образовывала крепкий монолит, необходимый для перекрытия ложных сводов. Если в святилищах V — VI веков перекрытие осуществлялось уступами в стенах, то начиная с VII века пролет противоположных стен перекрывался постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки до их соединения. Применение такого плавного венчания башен ложным сводом, впервые встречающееся в Самбор Прей Куке, родило специфический для кхмерской архитектуры тип сооружения, получивший название прасат. Снаружи башни-прасаты покрывались штукатуркой с позолотой. Для скульптурных украшений в храмах Самбор Прей Кука применены вставки из песчаника, покрытые рельефами, а также песчаниковые перемычки, обрамления окон, дверей и резных балясин. Пространственное построение храмов, их художественный образ складывался из неразрывной связи архитектурных деталей, объемной скульптуры и рельефов. Тенденция к ансамблевой организации отдельных прасатов комплекса, которая особенно четко проявилась в южной и северной группах храмов Самбор Прей Кука, получит в дальнейшем большое развитие. Но уже здесь можно уловить принцип шахматного размещения пяти прасатов на платформе с доминирующим центральным святилищем.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдйщая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100