В результате междоусобных войн, которые велись в Камбодже в течение всей второй половины XI века, перестает существовать королевская династия, основателями которой были правители Бапнома и Ченлы.  На смену ей приходит новый королевский род — династия Махидхарапуры (по названию вассального города на севере страны, откуда пришли новые правители).

Возвышение новой династии сопровождалось еще большим усилением Ангкорской империи и еще большим накоплением богатств. Король Сурьяварман II по случаю своего прихода к власти осыпал храмы и монастыри дарами, которые превзошли все, до сих пор виданное в Ангкоре. «Он сделал богатые жертвоприношения и поднес жрецам паланкины, опахала, хлопушки для мух, короны, подвески, браслеты, кольца и пряжки. Различным храмам он раздал украшения, утварь, земли и стада...», но особенно щедрые подарки получил Преах Вихеар, где «...драгоценные украшения покрыли всю поверхность храма, землю священной аллеи и даже площадку для сожжения жертвенного риса».

Страна, вновь объединенная могущественным королем — Сурьяварманом II, стала играть важную роль в политической жизни Юго-Восточной Азии. После двухсотлетнего перерыва Камбоджа направляет посольство в Китай, и король получает титул «великого вассала сунского императора».

Сурьяварман II был одним из самых воинственных королей в кхмерской истории, он вел непрерывные войны и сильно расширил границы государства. Имя его было прославлено далеко за пределами страны, и даже противники отмечали его военные заслуги. Однако в памяти потомков этот влиятельный монарх сохранился в связи со строительством храма Ангкор-Ват, которое целиком падает на годы его царствования (1113 - 1152). Ангкор-Ват был задуман как некое вещественное выражение могущества королевской власти. Он должен был прославлять обожествленного правителя, его воинские доблести, его строительный размах.

Ангкор-Ват — крупнейшее сооружение из числа сохранившихся на территории Камбоджи и один из самых обширных храмовых комплексов мира — вершина кхмерского зодчества. Соразмерность частей и красота пропорций ранних памятников стали своеобразным эталоном для этого уникального сооружения. Завершая развитие архитектурных и пластических форм, Ангкор-Ват вобрал конструктивные элементы всех лучших памятников X - XI веков, являя собой как бы самую верхнюю точку их художественного воплощения.

Как и все великие постройки древности, Ангкор-Ват результат коллективного творчества. Основной рабочей силой было неквалифицированное сельскохозяйственное население, мобилизуемое по приказу короля. Если рабочих рук не хватало, королевское войско совершало набеги на территорию соседей. Захваченные пленники участвовали в работе, пользуясь личной свободой и находясь в равном положении с кхмерскими крестьянами. Храм строился одновременно со всех четырех сторон, и число рабочих, принимавших участие в строительстве, возрастало порою до колоссальных размеров, что позволило завершить эту грандиозную постройку меньше, чем за сорок лет.

Ко времени создания Ангкор-Вата в Камбодже уже сложился высокий художественный канон, который и стал идеалом эпохи. Если считать канон формой закрепления пространственно-временных связей, определяющих характер синтеза скульптуры и архитектуры, «вечной» (для каждой отдельной эпохи) моделью воплощаемой картины мира, то кхмерский храм предполагал, как необходимое условие, постепенное, развивающееся во времени, длительное «постижение» памятника, подчинение этому постижению всех художественных средств. Созданию такого идеала способствовало интенсивное развитие всей кхмерской архитектуры, предшествующей Ангкор-Вату.

Зарождение основных форм культовых построек неразрывно связано с главным ощущением, которое испытываешь от пейзажа этой страны. Его отличительная особенность — неожиданный переход от низкой равнины к горным массивам, продиктовавшим естественное расположение храма на высоком плато. Развиваясь, форма «храма-горы» постоянно соотносится с окружающей ее равниной, представляя с ней единое целое. Символическое осмысление «храма-космоса», представляющего вселенную, обретает себя в Камбодже не только применительно к самому храму, но подчиняет окружающее храм пространство, вбирает планировку города. В названии Ангкор-Ват ясно читается эта идея: самый величественный памятник кхмерского средневековья не просто «храм-гора», а «город-храм» (Ангкор — город, Ват — храм).

Ангкор-Ват. План

Итак, в Ангкор-Вате соединились воедино религиозное назначение храма с воплощением в нем национальных, исторических и эстетических черт эпохи. Раз навсегда найденные элементы, обусловившие рождение стиля кхмерских строений, доведены до полной законченности архитектурно-пластического образа. При знакомстве с этим редким по красоте и совершенству памятником мы встречаем классическое соединение разума, вкуса, четко выраженного представления о космическом идеале, воплотившееся во всем его конструктивном замысле; больше того — здесь полнее, чем где-либо, проявились существовавшие у средневекового кхмера единство видения, единство эстетического восприятия, удивительное чувство равновесия, позволяющее гармонично соединить все части здания.

Ангкор-Ват. 1113 - 1152 гг. Южная сторона

Как уже отмечалось, именно на равновесии частей и симметричной гармонии строится канон кхмерской архитектуры. Однако, вобрав в себя основной принцип всех кхмерских культовых зданий и положив в основу равновесие и гармонию, Ангкор-Ват вместе с тем нарушает строгий канон построения: храм имеет свой, только ему присущий оригинальный план, он уникален в своем расположении, неповторим в осмыслении архитектурных деталей, исключителен по своему художественно-образному воздействию. Чтобы это понять, достаточно увидеть памятник только один раз — он покоряет сразу, как истинно великое произведение. Но чтобы осознать единственную возможность именно такого воплощения, нужно длительное знакомство с ним, постепенное вживание в этот сложный многогранный художественный образ. Нужно вновь и вновь возвращаться к каждой драгоценной детали и через них постигать величие памятника в целом.

Автор: Н.И. Рыбакова

Начало цикла статей об искусстве Камбоджи здесь, продолжение здесь.

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100