Интересно отметить, что при необычайно высоком художественном уровне рельефных панно, опоясывающих галерею первого этажа, все же можно увидеть различие в мастерстве скульпторов. Вероятно, это так же определялось канонической схемой оформления храма: рельефы западной, южной и части восточной галереи (наиболее почитаемой половины храма) отличаются особым совершенством. В другой части восточной галереи и по всей северной стороне они выполнены более ремесленно.

Древний камбоджийский храм строго делится на части, каждая из которых имела свое назначение. Первый этаж с его обширной галереей был доступен для всех, но он не сообщался с остальным храмом и был как бы изолирован. Ничто не позволяло находящимся в этой галерее увидеть центральную часть храма, то есть два последующих этажа, отведенных для жрецов.

Ангкор-Ват. Южная галерея первого этажа

Рельефы, расположенные в галерее первого этажа, были предназначены для толпы, и говорили они с этой толпой языком простым и красочным, живыми образами поэтических легенд. В камне воссоздавался мир народных преданий, нередко в изображение вводились нехитрые жанровые сцены. Они близки и понятны современным людям так же, как они были доступны восемьсот лет назад. Когда древние кхмеры подходили к барельефам галереи, то проводили руками по стенам, любовно гладили сильные тела богов и героев, и от этих прикосновений в течение столетий священные изображения сейчас кажутся отлитыми в бронзе.

Ангкор-Ват. Рельеф галереи первого этажа. «Пахтание Океана». Деталь

Ангкор-Ват. Рельеф галереи первого этажа. «Пахтание Океана». Деталь

С галереей первого этажа тесно связан замечательный, очень своеобразный комплекс, в который можно попасть, пройдя по осевой линии через главный вход. Это крестообразное пространство с четырьмя открытыми площадками, обнесенными двумя, а в центре четырьмя рядами столбов, которое в Ангкор-Вате превратилось в необычайно емкую соединительную систему. Уже в Прасат Тхоме (Кох Кер) конструкция внутренних двориков крестообразной формы была найдена как соединительная деталь архитектуры и одновременно как необходимая пауза в восприятии большого ансамбля. В Преах Вихеаре внутренние дворики также примыкали к основному входу, но не объединялись в законченную композицию. И только в Ангкор-Вате было найдено классическое решение — система крестообразных галерей и внутренних двориков оформилась как основной эстетический «узел», внутренне связавший все части храма. Но для того чтобы создать такую конструкцию, нужно было проявить невиданную смелость: строители Ангкор-Вата подняли сводчатое перекрытие из песчаника шириной в 7,7 м на учетверенном ряде столбов. Очень надежная опора позволила свободно парить в воздухе небольшой части каменного покрытия, построенного в виде выступа, и этого оказалось достаточно, чтобы от объемных, гребнем вздымающихся перекрытий сразу рождалось впечатление необычайной легкости и изящества.

Ангкор-Ват. Система внутренних двориков

Ангкор-Ват. Вход в храм с террасы; в глубине — место «Тысячи будд»

Вокруг внутренних площадок-двориков тянутся галереи с изображением улыбающихся апсар. В нишах с южной стороны уже в более позднее время были размещены статуи будд, а с северной — установлена стела XIII века, найденная в зарослях недалеко от Ангкор-Вата, надпись которой прославляет пять мудрейших жрецов и двенадцать ученых королевства. В главном нефе, к которому примыкают все четыре дворика, сохранилось несколько резных раскрашенных досок, ими был обшит потолок сводов. В 1950-е годы они были переданы в Национальный музей в Пномпене. Дворики, разделенные крытыми галереями, обращенными столбами внутрь и образующими замкнутое пространство, хотя еще и находятся (в нижней своей части) на уровне галереи первого этажа, отделены от нее глухой стеной. Зато они тесно связаны тремя широкими лестницами со вторым этажом.

Ангкор-Ват. Галерея внутренних двориков второго этажа

Ангкор-Ват. Угловые портики галереи второго этажа

Ангкор-Ват. Галерея второго этажа

Возможно, что раньше на месте внутренних двориков были бассейны. Легко себе представить красоту этих вод, отражающих колоннаду галереи. В дождливое время года они заполнялись водой, в сухой же период дворики иногда оживлялись представлениями королевского балета.

Именно здесь гораздо ярче, чем на сцене, возрождалось древнее искусство священного танца. Танцовщицы двигались по площадке дворика, где со всех сторон их окружали внутренние галереи с рельефными изображениями апсар, которых здесь около двух тысяч; великолепный растительный орнамент сплетает тончайший узор вокруг божественных танцовщиц.

И все они разные. В чудном ритме движутся как бы живые гирлянды. Апсары расположены на пилястрах и на галереях, они стоят в одиночку на гранях столбов и живописными группами по стенам. Иногда приседают или наклоняются так, что оживают основные положения традиционного классического танца Камбоджи. Изображения апсар великолепно сохранились, сохранились даже их необычайные прически и украшения. Если рассматривать их внимательно, то можно различить веселых и задумчивых, нежных и строгих. Рельефы эти исполнены с особым изысканным мастерством, они замечательны еще и тем, что сама их пластика оказалась адекватной народному представлению, навсегда связавшему в своем сознании образ апсар с божественными танцовщицами, услаждающими взор, гибкими, изящными и прекрасными.

Автор: Н.И. Рыбакова

предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

 

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100