К концу IX века все известные кхмерские статуи вновь создаются без подпорок, и фигуры свободно размещаются в пространстве. Именно отказ от подпорок, как уже отмечалось, ведет к утяжелению фигуры: ноги становятся более массивными, грудь выпячивается, у женских статуй расширяются бедра. Переход от стиля Кулен к стилям сложившейся Ангкорской империи совершается почти незаметно. Единственно, что отныне будет влиять на скульптуру, это поступательное развитие архитектуры, связанное, в свою очередь, с возникновением новых городов.

Политические перемены, о которых современной науке очень мало известно, вынуждали Джайявармана II много раз менять место своей столицы. Стела в храме Сдок Как Тхом говорит о том, что «шесть лет король правил в Харихаралайе... вместе с королем в этом городе обосновался пурохита (верховный жрец), и члены его семьи были назначены в число придворных». Сохранились свидетельства того, что ученый брахман, получивший сан пурохиты, следовал за Джайяварманом II повсюду, совершая ритуал «водружения линги Шивы» в каждой новой столице. Линга, как источник могущества высшего божества, становится символом королевской власти. По торжественности и размаху, с каким в последующее время проводилось освящение каждого храма, храма-горы, как символа центра вселенной, становится понятным, что все последователи Джайявармана II, все короли Ангкора, совершая этот акт, считали себя его прямыми наследниками и законными правителями страны. Уже при Джайявармане II образовалась Ангкорская империя, а затем укрепилась при его преемниках, объединив распавшиеся княжества под единой, прочной и неоспоримой властью. Столицы этой империи менялись, но все эти изменения производились в одном, как бы заранее предопределенном направлении и вели к району Ангкора, центральной части Камбоджи. Здесь в самом центре страны, на равном расстоянии от всех точек королевства, расцветает сеть городов, связанных реками с морем, окруженных плодородными землями, лесами, полными дичи, озерами, как бы созданными для рыболовства и, наконец, каменными карьерами, богатыми строительным материалом.

Ангкор на языке кхмеров означает город, огороженная крепость. Однако район Ангкора — это не один город, а сложная сеть городов, связанных между собою дорогами, мостами, величественными порталами и широкими каналами. Каждый из них — четко спланированный ансамбль, состоящий из храмов, дворцовых комплексов, манежей, площадей, бассейнов, «библиотек», цирковых арен и увеселительных павильонов. Их стены богато декорированы, а круглая скульптура фланкирует подходы к городским стенам, одухотворяя строгую красоту архитектуры.

Харихаралайю принято считать первой столицей Ангкора, так как это уже модель нового города с большим водоемом — бараем Лолей, сетью каналов и рвов, которые определяют план широкой городской застройки. В сохранившихся храмах города — Преах Ко, Баконге и Лолее (расположенном в центре барая, носящего то же название), построенных уже при преемниках Джайявармана II, ясно читается основная композиционная идея: четкое разделение храма на подход к центральной башне и самую башню. Ступенчатая пирамида как восхождение к главной части храма, к собственно святилищу отныне станет конструктивной основой любой религиозной кхмерской постройки. Идея космического воплощения божества, заложенная в структуре каждого храма, предполагает длительное и постепенное постижение его при приближении к святая святых — центральной башне, поэтому и подход к ней и ее форма развивались и совершенствовались от памятника к памятнику.

Храм Преах Ко (879) был построен Индраварманом (наследовавшим царствование после Джайявармана III) в память первого великого правителя страны Джайявармана II.

Преах Ко. 879 г. Общий вид храма

Уже в первом храме Харихаралайи проступили новые черты, характеризующие расположение архитектуры в пространстве, глубоко осознанное стремление выделить святилище, символизирующее мировой порядок. Преах Ко, расположенный в восточной части Харихаралайи, несет на своей террасе шесть башен из кирпича: три фронтально поставленные в первом ряду вмещают божественные статуи предков короля по мужской линии, а три башни во втором ряду посвящены предкам по женской линии.

Преах Ко. Дравапала — охранитель храма

Так как храм Преах Ко носил ярко выраженный шиваитский характер, то, вероятно, статуя этого божества находилась в центральной башне первого ряда, которая расположена на небольшом расстоянии от двух других башен того же ряда. В северной части первый ряд башен асимметричен второму, во втором ряду северная башня тяготеет к центральной. Такая расстановка башен внутри самой платформы (размер которой 97 х 94 м), на первый взгляд, довольно произвольная, на самом же деле строго подчинена осевому направлению восток-запад и обеспечивает более широкие интервалы при подходе к святилищу — жилищу бога Шивы. Все башни Преах Ко полностью построены из кирпича, как и башни в Самборе, но обрамление проемов и ложные двери выполнены из песчаника, так же как и монолитные ниши, плотно вмонтированные в панели с обеих сторон двери. Панели украшены великолепными горельефами с изображением женских божеств, покровительниц храма.

Преах Ко. Женское божество

На вершине лестниц, на косоурах сохранились фигуры львов-охранителей, а перед башнями-прасатами первого ряда размещаются статуи быка Нандина.

Хорошая сохранность большей части украшений этих башен позволяет судить о высоком качестве растительного орнамента, в котором (по сравнению с растительными мотивами храмов VII века) появляется удивительное разнообразие и сочность форм. Мощные завитки листьев, схваченные позолоченными кольцами, и лотосы из голубого песчаника плавно поднимаются вдоль пилястр. В центре больших плит из песчаника горельефы с изображением божеств, покровительствующих предкам короля, которые своим обликом еще напоминают мужские божества яванских храмов. Однако в украшении фронтонов, арочных перемычек, наличников окон господствуют чисто кхмерские мотивы, впервые появившиеся в Самбор Прей Куке: изысканные фигурки танцовщиц, стоящих в спокойных позах или раскачивающихся на кольцах, и ветви деревьев, часто оканчивающиеся головами наги.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100