Возвышенно прекрасна и архитектура XI века. Расположенный в горах Дангрек, в самой северной точке современной Камбоджи живописный храм Преах Вихеар необычен по своей композиции. Храм находится на границе с Таиландом. Южный подход, со стороны Камбоджи, очень крут и достигает семисот метров высоты, северный, со стороны Таиланда, совсем покатый, подъем здесь почти не ощущается. Начало постройки храма относится к 900 году, о чем свидетельствует подпись короля Яшовармана I, который «основал храм Шивы на вершине». Однако окончательная планировка и своеобразное «осмысление» равнинного подхода к главному святилищу падает на вторую половину XI века.

Преах Вихеар. План

В это время Камбоджа находится на гребне своего могущества, в районе Ангкора воздвигаются замечательные постройки, но, чтобы защитить все возрастающую в своей мощи Ангкорскую империю, на границах создаются оборонительные храмы-форпосты, достигающие фантастических размеров. Гигантский храм Преах Вихеар венчает отрог горы Дангрек, господствуя над равниной. Построенный по осевому плану, пролегающему с севера на юг, он образует все возрастающую в высоту дорогу длиной в 800 м, по которой идет постепенное восхождение к святилищу, расположенному на краю утеса. С северной стороны к святилищу ведет ряд эспланад, прерываемых крестообразными в плане портиками, близкими по своей конструкции к портикам Бантеай Срея. Кхмерские архитекторы особенно удачно использовали необычный рельеф местности: постепенный подъем к основным сооружениям ансамбля осуществляется пятью последовательно расположенными башнями-гопурами. От Бантеай Срея, тоже «равнинного» храма, Преах Вихеар отличают не только размеры, но и суровая простота форм и очень сдержанное скульптурное оформление. Мощеную эспланаду обрамляет балюстрада наг, которая идет, почти не прерываясь, и подводит к святилищу, расположенному между двумя квадратными в плане двориками, обнесенными галереей.

Преах Вихеар. Входной павильон. XI в.

Строители храма с исключительной прозорливостью использовали необычную топографию, создав впечатляющий ансамбль, слитный в своем единстве и величии. Площадки, поднимающиеся постепенно, одна над другой, по краям которых находятся стелы, замкнутые дворики и «библиотеки» соединяются рядом лестниц. Верхняя площадка, опоясанная окружной галереей и двумя крестообразными двориками по бокам, — самый сильный акцент при подходе к святилищу; именно с верхней площадки Преах Вихеара, с высоты 80 м над уровнем моря неожиданно открываются необозримые просторы. Пластический язык архитектуры достигает здесь своего апогея, властно овладевая огромным пространством.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100