Древнейшие памятники искусства и архитектуры на территории Китая восходят к IV-III тысячелетиям до н. э. К этому времени вместе с развитием земледелия в долинах больших рек сложились неолитические поселения, обнесенные рвами, с небольшими ямными, а затем и наземными жилищами и получили развитие ремесла. Земледельческие племена, заселявшие территорию Китая, находились на высоком для своего времени уровне экономического развития. Они возделывали поля, ими был накоплен опыт борьбы с природой, сделан ряд наблюдений над ее стихийными проявлениями.

Вместе с необходимостью фиксировать эти наблюдения сложились и первые обобщения представлений о ее цикличности. Как и в других частях земного шара, комплекс миропредставлений обитателей Китая на стадии родового строя нашел свое яркое воплощение в искусно выполненных от руки и на гончарном круге керамических изделиях. В процессе долгой эволюции сложились основные типы неолитической керамики, наименование которым было дано учеными по месту первых находок.

Тип расписной керамики Яншао (IV - III тыс. до н. э.) назван по месту раскопок, произведенных в 20-х годах XX столетия в западной Хэнани. Более позднюю группу составили восходящие к концу III - началу II тысячелетия до н. э. черные лишенные росписи сосуды типа Луншань, гладкие и блестящие, выполненные в форме треножников, бокалов, кубков, цилиндрических кружек и котелков. Сосуды Яншао по праву могут быть отнесены к шедеврам неолитической культуры. В их символических орнаментальных мотивах откристаллизировался художественный опыт многих поколений, нашло свое первое воплощение чувство сопричастности отдельных явлений к жизни мира в целом. Разнообразные по формам и размерам блюда, чаши, амфоры и кувшины предназначались не только для бытовых нужд, но и служили частью ритуальных действий, сопровождали обряд погребения. Они были своеобразным сводом знаний, универсальным средством культурного общения. Вылепленные на первых этапах от руки из грубой глины, а впоследствии из хорошо промытой массы с помощью поворотного круга расписные сосуды постепенно увеличивались в размерах, приобретая архитектоническую ясность пропорций, пластичность очертаний, благодаря лощению и обжигу при высокой температуре (свыше 1000°) прочность и блеск.

С нарастающей потребностью в выражении сложных понятий эволюционировал тип декора неолитических сосудов. Преобладающими стали геометрические мотивы. Для яншаоских сосудов зрелого этапа характерны соединения ромбовидных узоров, спиралей, треугольников, зигзагов и кругов, умело объединенных с формой, подчеркивающих ее структуру. Им свойственны также яркие и чистые красные, черные и белые тона минеральных красок, выразительность силуэтов.

При сходстве керамики Яншао с неолитической керамикой других народов в ней выделяются признаки, связующие ее с изобразительной системой последующих времен. Условные геометрические знаки, типичные для неолита, в известной мере послужили и истоком древней китайской пиктографии. Среди орнаментальных мотивов можно проследить сложение первых повторяемых символических обозначений сил природы. В серповидных знаках, треугольниках и кругах угадываются выраженные впоследствии языком иероглифов начертания солнца, луны, гор, воды.

Однако более сложный и развитый мир символических образов, связанных с природой, предстает в произведениях архитектуры и изобразительного искусства уже следующего исторического этапа, получившего наименование Шан или Инь по имени племени, заселявшего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии (примерно в XVI-XI вв. до н. э.). К этому времени относится образование первого китайского раннерабовладельческого государства, жизнь которого отмечена значительными сдвигами. На этом этапе возникли первые города, сложилась система иероглифической письменности, была изобретена техника бронзового литья, усложнились и конкретизировались религиозно-мифологические представления о мире.

Обнаруженные на северо-западе провинции Хэнань близ Аньяна, около Чжэнчжоу, и в ряде других мест остатки столиц Иньского царства свидетельствуют о зарождении характерных для дальнейших путей китайского зодчества градостроительных основ. В поселениях городского типа, обнесенных стеной и тяготеющих к регулярной планировке, среди других построек размерами и обликом выделялся дворец правителя. Возведенные на прямоугольной глинобитной платформе с применением стоечно-балочной каркасной системы дворцы Аньяна, Эрлитоу (провинция Хэнань) и Паньлуна (уезд Хуанпи) объединяли в себе ряд зданий и размещались на основной магистрали. Такое членение города отражало в себе не только социальные изменения, но и усложнявшиеся представления о мире.

Расписной керамический сосуд, так называемая погребальная урна из Баньшаня (провинция Ганъсу). Конец III тыс. до н. э.

Париж, Музей Чернуски

Древние китайцы верили в полнейшую зависимость жизни живых от покровительства умерших предков, отождествляемых со своим тотемом. Поэтому погребальная магия и украшение гробниц зооморфными мотивами приобрели особенно важный смысл. Захоронения, подобные гробнице правителя близ Аньяна, достигавшие крупных размеров (порой до 340 кв. м), представляли собой расположенные друг над другом две подземные камеры, покрытые инкрустацией и росписью, замаскированные от врагов и охраняемые у входа мраморными приземистыми фигурами полулюдей-полухищников. Узоры, украшающие оружие, изделия из нефрита, керамики - все предметы, сопровождающие покойника в его загробной жизни, свидетельствуют о том, что ко II тысячелетию до н. э. установился круг орнаментальных мотивов и мифологических образов, единый для всех видов творчества. Любой из предметов, служащих магическим целям, будь то инкрустированный бирюзой нож или сосуд из матово-белой глины, приобретал универсальный смысл.

Ритуальный сосуд из белой глины.

Период Шан (Инь). Вашингтон, галерея Фрир

 

Автор: Н.А. Виноградова

Продолжение здесь.

 

 

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100