Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам - покровителям племени, особенно ярко отражали сумму сложившихся к тому времени представлений о действительности. О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие.

Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ земледелия определили характер орнамента, его расположение, смысл и систему образов. Огромные, зачастую почти неподвижные в силу своей массивности сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которого выделяются рельефные головы реальных и мифических животных, имеют яркий, ни с чем не сравнимый облик. Каждый из ритуальных сосудов, будь то кубок для вина - гу - или гигантский чан для варки жертвенной пищи - дин, - повествуя о силах природы, не только составлял часть ритуального комплекса, но сам являлся комплексом, олицетворяя своеобразную модель мира.

Характерные для неолита узоры утрачивают геометрическую ясность, вплетаясь в более изощренную систему орнамента. Важнейшими изобразительными мотивами становятся уже не стилизованные луна и солнце, а воплощающие стихии неба и воды птица и дракон, цикада, предвещающая урожай, сулящие людям благополучие бык и баран. Подчас изображенные существа приобретают собирательный облик, обобщая, подобно условной маске таоте, черты важнейших животных покровителей - тигра, барана, дракона.

Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц - оберегов. Функции охранительной магии во многом определяли эстетический облик иньских бронзовых изделий. В них исчезла осязательная плавность. Они словно оскалились колючими зубьями, покрылись острыми плавниками и чешуей. В основу их ритма вместе с представлениями о грозных стихийных силах вселенной легли новые представления об ее упорядоченности. Разделенные   узорчатыми ребрами сосуды ориентированы по четырем направлениям света, каждая их часть включает в себя систему изображений и знаков, сопоставляющихся со стихиями неба, гор, земли и воды. В торжественной уравновешенности монументальных форм олицетворено сочетание рациональных и стихийных начал, составившее специфику изобразительного языка искусства Китая.

Ритуальный бронзовый сосуд юй из погребения в провинции Хунань

Период Шан (Инь)

 

         Автор: Н.А. Виноградова

 

       Продолжение здесь.  Предыдущая статья здесь.

 

 

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100