Поиск дешевых авиабилетов и отелей

Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Что касается Брахмы, то его роль и положение в эпосе далеко не однозначны, что мы уже видели на примере его взаимоотношений с Вишну. То же самое можно сказать о нем и в связи с Шивой. С одной стороны, первенство Брахмы кажется неоспоримым: он порождает Шиву, приказывает ему выпить яд для блага мира, а Шива простирается перед Брахмой, прося дать имя сыну (Сканде); Сканда же только посредством дара Брахмы оказывается в силах победить демонов [Хопкинс, 1986, с. 198].

С другой стороны, в ряде мест Шива изображается безусловно превосходящим Брахму, забирающим себе функцию творения и власть над вселенной, например: Ты, о Владетель Трезубца, — источник богов, асуров и всей вселенной! Ты произвел весь этот тройственный мир со всем подвижным в нем и неподвижным; когда же кончается юга, все это вновь уходит в тебя, владыка!., даже сами боги не в силах постигнуть твоей (природы); в тебе, совершеннейший, зримы (образы) Брахмы и всех прочих богов! Ты — все, и творец вселенной, и побудитель к творению. По милости твоей, не зная страха, блаженствуют в этой вселенной боги! [Махабхарата-III, 1987, с. 184]).

Итак фигуры трех главных богов представлены в эпосе со всей определенностью, в нем формируются их мифология и иконография, происходит сложный и противоречивый процесс их взаимодействия, распределения и взаимообмена функциями. Однако, как утверждает Э. Хопкинс, «объединение трех высших богов в триаду не является какой-либо частью отраженных в эпосе верований» [Хопкинс, 1986, с. 235], а идея триады богов в виде исключения присутствует лишь в одном позднем пассаже из «Махабхараты», когда речь идет о трех ипостасях (avasthä) Праджапати [там же, с. 224]. Кроме того, определенно мысль о единстве трех богов выражена также в поздней, дополнительной книге «Махабхараты» — «Харивамше» (ст. 10662): Вишну есть также Шива, а Шива — Брахма; они — единый образ, но и три бога: Шива, Вишну, Брахма [Гонда, 1968, с. 220].

Доктрина тримурти как единства трех проявлений единого божественного начала по существу сложилась в пуранах, к которым близка «Харивамша», не ранее, чем к V — VI вв. н.э. [Хопкинс, 1970, с. 382]. В некоторых из них («Калика», «Нарада») излагалось учение об идентичности Брахмы, Вишну и Шивы. Подобные места имелись и в других пуранах. Например, в «Ваю-пуране» о трех главных богах говорилось так: Они существуют посредством друг друга и поддерживают один другого; они близнецы и ни на мгновение не расстаются; они не покидают друг друга (цит. по [Гонда, 1968, с. 220]). Подобным пассажам вторят тексты иного рода. Например, в «Катхасаритсагаре» утверждалось: Пока вы не осознаете, что Вишну, Шива и Брахма в действительности одно, вы будете видеть, что польза от поклонения каждому из них в отдельности недолговечна и неопределенна (цит. по [Гонда, 1976, с. 198, примеч. 93]). Тем не менее живая религиозная практика индуизма свидетельствует о том, что предпочтение

в нем отдается именно поклонению Вишну и Шиве в отдельности (культ Брахмы, как известно, развития не имел) и что паритет трех богов и их нерасчлененное единство — абстракция, возникшая из естественной и характерной для любой доктрины тенденции к синтезу, который в данном случае оказался механическим и искусственным, что ощущается многими исследователями индуизма (ср., например, мнения Дж. Брокингтона [Брокингтон, 1992, с. 55] и Айхингер-Ферро-Луцци [Айхингер-Ферро-Луцци, 1991, с. 189]).

Существует, однако, иная, более плодотворная, с точки зрения культа, интерпретация тримурти, которая рассматривает триаду богов как компромисс между ними, базирующийся на доминирующей роли одного из них (практически речь идет о Шиве или Вишну), представляющего собой высшее и абсолютное духовное начало (Атман-Брахман). Иначе говоря, шиваиты, признающие таковым Шиву, полагают, что Брахма и Вишну являются аспектами, определенными манифестациями Шивы (т.е. Абсолюта) и, как таковые, могут рассматриваться вместе с ним в составе некоторого единства. В этом случае они выполняют характерные для них функции (т.е. соответственно создания и охраны мира) по воле Шивы. Аналогичным образом для вишнуитов несомненна главенствующая роль Вишну (как сказано в «Махабхарате», Брахма и Шива создают и разрушают по воле Вишну; они рождены из его милости и гнева (ХII.342,19 [Хопкинс, 1970, с. 413]).

Автор: А.М. Дубянский

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100