С самого начала своего развития на Юге бхакти, как уже отмечалось, разделилось на два потока — шиваитский и вишнуитский; Севером был воспринят главным образом последний. Возможно, это объяснялось изначально большим распространением на Севере именно вишнуизма (хотя так было не везде, пример — Кашмир), а также включением в вишнуитскую традицию ряда племенных культов, причем эти племена составили основу государственных образований (например, ядавы, вришнии, абхиры, с божествами которых был непосредственно связан культ Кришны).
Немаловажным было и то, что в отличие от Шивы Вишну считался богом милосердным, охраняющим и как таковой, видимо, более соответствовал эмоциональным основам бхакти. Наконец, антропоморфные аватары Вишну — Рама и Кришна — давали самый широкий простор для духовной практики бхактов. Они обладали жизненной историей, внешним обликом, характером, зафиксированным в эпосе, скульптурных и живописных изображениях; кроме того, что очень важно, у них был определенный круг родственников, друзей, возлюбленных, с которыми бхакт мог ассоциировать себя, внутренне (а иногда и внешне, как Чойтонно) перевоплощаясь в Лакшмана или Ханумана, Радху — возлюбленную Кришны и т.д., в то время как бхакт-шиваит лишь созерцал лингам или статую Шивы, воспевал их и совершал перед ними предписанные обряды. Развитие духовной практики бхакти, ее эмоционального содержания и социально-этических принципов оказалось, как свидетельствует история, в большей степени связанным с вишнуизмом, хотя и шиваитское бхакти в какой-то мере сохранило приверженцев.
В исследовательской литературе сложилась традиция выделять в бхакти, особенно позднем, североиндийском, два направления: сагуна (saguna, на санскрите букв, «имеющий качества») и ниргуна (nirguna, букв, «не имеющий качеств»). Последователи сагуна-бхакти почитали бога в антропоморфной ипостаси Рамы, Кришны или местного божества, обычно ассоциировавшегося с последним (пример — Витхоба). Иштадевата бхактов, по сути, поглощал, вбирал в себя весь огромный пантеон индусских богов. При этом и внутри сагуна-бхакти существовали значительные различия между кришнаитским и рамаитским вариантами.
Из двух названных направлений сагуна-бхакти наиболее долгую историю и развитую литературу имел кришнаизм. Каноническая биография Кришны складывалась постепенно, была зафиксирована в «Харивамше» (более позднем дополнении к «Махабхарате»), а также в «Бхагавата-пуране»; последняя стала обобщением мистического опыта южноиндийских поэтов-альваров и основой кришнаитского канона, священной книгой, породившей множество интерпретаций на различных языках Индии. Развитие этого направления бхакти проходило во взаимосвязи с эволюцией образа бога: включение в каноническую биографию эпизодов рождения и детства героя — культ Кришны-младенца, осмысленный как ватсалъя-бхакти (или бхакти родительской нежности); появление у Кришны друзей-пастухов — сакхъя-бхакти (бхакти дружеской преданности), наконец, появление в «Бхагавата-пуране» эпизодов распилы — экстатической пляски Кришны с пастушками, его любовных похождений с красавицами Браджа — этой яркой любовно-эротической струи в кришнаитском бхакти. С одной стороны, кришнаитский канон, и прежде всего «Бхагавата-пурана», фиксировал уже существовавшие формы мистической практики бхактов, и особенно южноиндийских; с другой — став частью канона, они служили основой и для подражания, и для дальнейшего развития.
«Харивамша» и «Бхагавата-пурана», южноиндийский кришнаизм, бенгальский кришнаизм, давший и великолепные произведения литературы
(достаточно вспомнить «Гитаговинду» Джаядевы, XI в., или «Шрикришнокиртон» Чондидаша, XV в., поэзию Видьяпати и т.д.), и новые ступени мистического опыта, и новые организационные формы (община Чойтонно), — все это уже было достоянием кришнаитского бхакти к моменту появления на Севере первых общин, объединивших последователей этого направления. Стоит напомнить, что в развитии северного кришнаизма важную роль сыграли непосредственные контакты как с южной традицией (через Валлабхачарью), так и с последователями Чойтонно.
Крупнейшей кришнаитской общиной Севера стала пушти марг, основанная в начале XVI в. Валлабхачарьей. Ее центром стал храм Шри Натхджи, построенный в Брадже на деньги богатых купцов, последователей Валлабхачарьи, и позднее значительно разбогатевший за счет земельных и денежных пожалований крупных феодалов и могольского императора Акбара. Ведущую роль в жизни общины в XVI в. играл знаменитый «Аштачхап» — «Союз восьми поэтов», среди которых наиболее прославился Сурдас. Они не только служили богу, исполняя в храме свои произведения, но и обогащали кришнаитский канон, создавая на языке брадж (одном из местных диалектов, из которых затем сложился современный хинди) ту его часть, которая стала священной литературой североиндийского кришнаитского бхакти.
Автор: Е.Ю. Ванина