Особое внимание Джайяварман VII уделяет восстановлению, а точнее — постройке заново главного города государства. Все, что лежало в основе кхмерского градостроительства начиная с древнейших времен, что стало обязательным уже в первых городах, возникших на кхмерской земле, и то, что пришло из Индии и утвердилось в строгой системе магического рисунка мандалы, наконец, то, что неоднократно все с большим и большим размахом проявляло себя в строительстве Харихаралайи, Яшодхарапуры и Ангкор-Вата, нашло поистине грандиозное воплощение в Ангкор Тхоме. Именно в Ангкор Тхоме полнее, чем во всех остальных городских ансамблях, до конца раскрылась сложная символика градостроительства, основанная на строгой симметрии. И эти принципы, в свою очередь, наиболее ярко отразили своеобразие чисто кхмерской организации пространства как следствие специфического развития нации, ее исторической неповторимости.

Столица королевства Джайявармана VII, постройка которой была завершена к 1200 году, дошла до наших дней в относительно хорошем состоянии. Город представляет собой квадрат со стороной протяженностью 3 км, окаймленный рвом шириной в 100 м и глубиной в 5 — 6 м. За рвом поднимается окружная стена высотой 8 м, насчитывающая по периметру 12 км. По верху этой мощной стены проходила дозорная дорога. Со стороны города стена подпирается откосом и образует скат; у подножия ската протекает более узкий обводной канал, относящийся уже непосредственно к городскому устройству. По середине каждой стены со всех четырех сторон расположены сводчатые входные ворота, через которые проходят осевые дороги. В северо-восточной части стены проложена еще одна дорога, она идет от королевского дворца к Воротам Победы (и далее к Преах Кхану).

Ангкор Тхом. Конец XII в. Подход к городским воротам

Необходимо помнить, что ко времени организации городского пространства Ангкор Тхома вся имеющаяся территория ангкорского района была полностью застроена. И только ценой определенных жертв, предполагающих захват целых кварталов старых городов, последнему из великих кхмерских правителей удалось построить свою столицу. Север города Яшодхарапуры входит составной частью в Ангкор Тхом, так же как и ядро города с центром Бапхуон, построенного Удаядитьяварманом II в середине XI века. Вместе с тем именно Джайяварман VII создал совершенно новый, невиданный доселе город.

Оригинальность замысла Ангкор Тхома, его своеобычность раскрываются уже при подходе: пять дорог, ведущие к городским воротам и получившие каждая название Дороги гигантов, обрамлены с обеих сторон высокой балюстрадой, оформленной крупными фигурами из серо-зеленого песчаника. Справа от человека, направляющегося к городу, расположены пятьдесят четыре обитателя подземного царства — асура, слева — пятьдесят четыре небожителя — дэва. У асуров крепкие, почти квадратные тела и устрашающие лица с шаровидными глазами, у дэвов — умиротворенное выражение покоя и уверенной силы. Две огромные наги, поддерживаемые сто восемью гигантами, направляют свои семь голов далеко вперед, навстречу входящим. Хвосты обеих мифических змей тоже поднимаются вверх, но уже перед входными воротами с надвратной башней. Эта захватывающая скульптурная композиция, которая повторяется у всех пяти входов, воспроизводит миф о взбивании молочного моря (или «Пахтание Океана»), символизирующий сотворение мира. И так же как вселенная рождается в результате созидательной деятельности богов, их наивысшего напряжения, так и новый город возникает как некий созидательный акт правителя. Эта аллегория обретает здесь, при входе в Ангкор Тхом, пластическое выражение несравненной мощи.

Ангкор Тхом. Насыпь через ров и Дорогу гигантов

Ангкор Тхом. Подход к городским воротам. Дэвы тянут нагу

Квадратный план города с храмом Байон в самом центре и осевые ворота, продленные дамбами с Дорогой гигантов, наиболее цельно передают символический смысл постройки Ангкор Тхома. Б.Ф. Гролье пишет об этом так: «Небесные боги Южных ворот тянут нагу, которая символически скручивается вокруг Байона, чтобы быть схваченной на другой оконечности жителями ада Северных ворот; так они тянут поочередно и, тем самым, заставляют повернуться вокруг себя Байон, который таким образом взбивает Мировой океан..., от этого циклопического колыхания появляется амрита — эликсир бессмертия, необходимый богам, и рождаются все земные существа». И от этого легендарного всепоглощающего движения, в котором боги и демоны принимают равное участие, от их противоположных, но сопряженных усилий, от их дуализма возникает вселенная. Такова эта выразительная космология, которая как бы материализуется в камне в новом городе Джайявармана VII.

Здесь язык символов — всепронизывающий, всеобъемлющий, гораздо более многогранен по сравнению с классически ясной, прозрачной композицией на ту же тему, развернутой вдоль галереи Ангкор-Вата, или предельно четким изображением свернувшейся змеи в Неак Пеане.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение следует.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100