Стремление к свободному размещению фигуры в пространстве привело к тому, что статуи Кришны, найденные в Пном Да, уже отделены от стелы, гора Говардхана превращена лишь в атрибут в его руках, а тело юного героя приобрело пластическое равновесие. Утрачен смелый порыв, но возникла свобода движения.

Кришна из коллекции Лион-Стокле в Брюсселе расположен на фоне стелы, изображающей гору, но уже отделен от нее. Фронтальность постановки (которая в дальнейшем станет характерной для кхмерских статуй) придает статическую монументальность, но здесь она еще счастливо сочетается с передачей трепетного чувства жизни. Этому способствует особая упругость округлых объемов торса, как бы наполненных живой плотью, а также тонкая пластическая моделировка отдельных скульптурных деталей и фигуры в целом.

Важно отметить, что в статуях доангкорского периода точно найдены необходимые точки опоры, обеспечивающие им полную устойчивость. Двурукие божества несли атрибуты в каждой руке (например, палицу или меч, которые служили своеобразными контрфорсами). Иногда опорой служила ниспадающая одежда. Чтобы сохранить равновесие многоруких статуй (что осуществить было много труднее), часто прибегали к поддерживающим аркам, которые возвышались вокруг головы божества.

 

Кришна из Пном Да. VII в.

Важно отметить, что в статуях доангкорского периода точно найдены необходимые точки опоры, обеспечивающие им полную устойчивость. Двурукие божества несли атрибуты в каждой руке (например, палицу или меч, которые служили своеобразными контрфорсами). Иногда опорой служила ниспадающая одежда. Чтобы сохранить равновесие многоруких статуй (что осуществить было много труднее), часто прибегали к поддерживающим аркам, которые возвышались вокруг головы божества.

Индуизм в VI веке проявил себя в Камбодже в мягкой вишнуистской форме, более терпимой к другим религиям, в частности к распространенному буддизму (в основном махаянистскому). Эта терпимость сказалась также на ведущих чертах кхмерской скульптуры. В ней царят спокойная, ясная мощь и красота, достигающие величественной строгости и целомудрия. Пластическое искусство, как оно сложилось в Камбодже, по своим эстетическим нормам возвышено гуманно. Кхмерские мастера никогда не показывают торжество смерти (Шива, например, не носит ожерелья из черепов, и его лицо не бывает сведено злобной судорогой, напротив, на лицах всех статуй Шивы едва заметная улыбка). Как и в индонезийском искусстве, в Камбодже нет ни устрашающих, ни эротических изображений. Отказавшись от подражания и чуждого влияния, кхмерские скульпторы придали большую характерность лицам. И в первую очередь нужно отметить поразительную улыбку, многозначительную, многогранную, призванную не только оживлять скульптуру, но и передавать самые различные оттенки состояния (легкую грусть, самопогружение, радость).

Все эти особенности собственно кхмерской скульптуры явственно проступают уже в середине VI века, когда центр Бапнома переместился из Вьядхапуры в Ангкор Борей. Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, относящиеся ко времени правления короля Рундравармана (514 — после 539), убежденного вишнуита, повсюду насаждавшего культ бога Вишну, в Ангкор Борее воздвигались статуи этого бога, сильно отличающиеся от образа Вишну, сложившегося в Индии.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100