Стилистически ансамбль Ангкор-Ват находится в неразрывной связи со всеми храмами Камбоджи. Вместе с тем, как уже отмечалось, он уникален в своем построении, а, следовательно, и в своей художественной значимости. Особенностью всех кхмерских ансамблей является ярко выраженная центричность, то есть «серединное» положение храма внутри квадрата стен, с обязательными четырьмя входами и четырьмя развитыми фасадами. Этим достигалось единство динамики и статики, и диктовалось оно особенностями тропического освещения, где подход к зданию, его осмотр возможен лишь по прямой линии, обращенной к фасаду, а обход храма предполагал восприятие только четырех фасадов и четырех угловых павильонов. Нарастание ритма в связи с увеличением объема храма шло по двум центральным осям; с иных точек ощущение объема пропадало, и четко вырисовывался лишь силуэт. Кхмерские строители хорошо понимали это, подчиняя природное, естественное пространство и придавая ему символическое значение, делая движение по центральной оси единственно возможным путем приближения к божеству.

Сохраняя основные особенности кхмерской архитектуры, план Ангкор-Вата отходит от непременной центричности. Собственно храм сдвинут к востоку, западная дорога, ведущая к центральной террасе, удлинена. Но это отклонение, призванное усилить основной эффект при приближении к храму, ничуть не нарушает строгой симметрии построения. Симметрия Ангкор-Вата внутренне подвижна. Центричность нарушается здесь для создания более длительного подхода к самому храму. Этот подход, рассчитанный на временную протяженность, необходим для восприятия эстетического и одновременно государственно-монархического идеала. Больше того, именно эта «протяженность во времени» позволяет архитектурному памятнику создать свое время, независимо от реального, длящееся вечно и тем самым утверждающее идеал.

Слитность со всем кхмерским зодчеством и вместе с тем ярко выраженная индивидуальность в построении Ангкор-Вата заставляют предположить, что возникновением этого замечательного памятника человечество обязано гению одного художника. До сих пор мы говорили об особом пластическом чувстве камбоджийского народа, о единстве пространственного мышления, позволившего создать совершенные по своей планировке городские комплексы и соорудить сложнейшую систему ирригации. Однако в Ангкор-Вате печать индивидуальности, особый «творческий почерк» пронизывает все, начиная от общего плана и кончая мельчайшими деталями. Эпиграфические источники называют «каменщиком» (или, как бы мы сказали, — архитектором, автором проекта) сына Сурьявармана II, а сохранившиеся легенды повествуют о том, что боги дали юному принцу «талант и нежность» и повелели создать «небесный дворец на земле».

Ангкор-Ват. Окна с балясинами

Весь образный строй Ангкор-Вата пронизан единым замыслом, и кажется, что незримая рука постоянно ведет и направляет встречу с ним, его постижение. Пройдя через центральный портал, посетитель направляется к внутренней галерее. Архитектурные детали знакомы по предшествующим памятникам: это мощные своды, напоминающие основание плетеных корзин, прочные столбы с капителями, украшенными стилизованными лепестками лотоса, фигурки апсар — божественных танцовщиц, стоящих в позах старинного национального танца и фланкирующих каждый выступ стены, прелестный, необычайно тонкий растительный орнамент, выточенные из камня и вставленные в проемы окон изящные колонки-балясины. Но все традиционные формы несколько изменены. Так, столбы находятся на чуть большем расстоянии друг от друга (от этого галерея кажется легче), размеры входов почти удвоены, а плоскость стены, всегда богато украшенная, здесь не имеет буквально ни одного сантиметра, не заполненного скульптурой или архитектурным декором. Стены как бы исчезают, растворяются, превращаясь в драгоценный ковер. Колонки, перегораживающие окна (их семь — священное число у кхмеров), делят стену на части и одновременно объединяют ее своим ритмическим повтором. Они имеют двойное назначение: функциональное — заслоняют окна от яркого тропического солнца, и чисто художественное — плоскость стены, не нарушаемая явными проемами окон, воспринимается единым ажурным узором.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Карта путешествий

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100