В Прасат Крахане, храме, расположенном вблизи комплекса Прасат Тхом, в 1950 году были обнаружены фрагменты гигантской статуи танцующего Шивы. С каждой стороны своего прекрасно вылепленного торса божество раскрывало веер десяти рук. Под сводом должны были подниматься пять его голов (сохранились только две). За исключительную красоту этих лиц, за мягкую благожелательную улыбку, полную доброты и отзывчивости, статуя получила название «Шива Доброжелательный». В том же прасате обнаружена наддверная плита (хранилась в музее Ват По Веал в Баттамбанге) с тремя сценами, прославляющими Шиву. Слева воспроизведен миф о Шиве, победителе трех городов, в центре Шива и Ума на горе Кайлас, справа — торжествующие Шива и Ума возвышаются на колеснице, в которую впряжен лев. Все сцены весьма живописны.

Чрезвычайно красочно и наглядно изображено падение трех крепостей, пронизанных одним ударом. С неподдельным юмором передана и центральная сцена, где впереди горы Кайлас выступает фигура многоголового и тысячерукого великана Раваны, а нижнюю часть его тела и ноги скульптор разместил позади горы, со всей наивностью и непосредственностью давая понять, что свирепый враг уже обезврежен, что он не в силах раскачать гору Кайлас и нарушить божественный порядок.

Прасат Краван. Сер. X в. Рельеф святилища — Вишну на Гаруде

Однако сколь бы ни были интересны и занимательны эти рельефы, они не могут идти ни в какое сравнение с теми, что украшают стены святилища Прасат Краван (921).

Прасат Краван. Лакшми и оранты

Эти рельефы, созданные в кирпиче, строгостью своих линий и мощью своих моделей обязаны необычно грубому материалу. Никогда еще в Камбодже кирпич не использовался для рельефов и круглой скульптуры. Интерьер святилища редко украшался барельефами (а после эпохи Кох Кер украшения не встречаются вовсе). Но в Прасат Краване рельефы, расположенные внутри святилища, поражают необычайным динамизмом и экспрессией. В яростном порыве огромный Вишну, восседая на спине Гаруды, резко устремляется вперед. В другой сцене («Переход через воды») фигура Вишну занимает почти всю стену. Иногда луч солнца, проникающий через разломы свода, скользит по массивным горельефам, вырывая из мрака интенсивно-красную фигуру восьмирукого божества.

На территории Камбоджи изображения на кирпичных стенах святилища найдены еще только в Прасат Неанг Кхмау (928), получившем условное название «Святилище Черной дамы». Именно здесь была обнаружена женская статуя из очень красивого темного песчаника, переливающегося от зеленого до густо-синего цвета.

Близкая по своей статичности к стилю Бакхенг, «Черная дама» представляет Кали, разрушительный аспект шакти Шивы. Скорее всего, для отражения функционального назначения богини и выбран такой редкий тон песчаника. Статуя прекрасно отполирована, что придает несколько зловещий оттенок всему изображению.

«Черная дама» из Прасат Неанг. Кхмау. Первая пол. X в.

Несмотря на сильное повреждение ее верхней части и отсутствие головы (лицу, очевидно, было присуще жестокое выражение), именно благодаря необычайному цвету и упругой слитности форм статуя полна внутренней мощи. Сравнительно небольшой размер (1 м 08 см) не мешает воспринимать ее как монументальное произведение.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100