Поиск дешевых авиабилетов и отелей

Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Если согласиться с вышеприведенными аргументами, то нужно ли вовсе отказываться от употребления термина «индуизм»? Едва ли. Да и не так легко искоренить общепринятый термин. Слово «индуизм» можно сохранить, изменив его содержание. Это не одна религия, но группа самостоятельных индийских религий. Как только утвердится такая коннотация, можно сделать следующий шаг и попытаться осознать тот колоссальный вызов, который индуизм, как бы между прочим, бросает другим мировым религиям. Ибо внутри индуизма оказалось возможным сформировать атмосферу признания многообразия, довести отношения либеральности и терпимости между религиями и идеологиями до такой степени, какой никогда не удавалось добиться цивилизациям, основанным на иудаизме, христианстве и исламе.

Сегодня наиболее яркой чертой религиозной либеральности является свобода для каждого индивидуума в выборе собственного религиозного пути, по которому он хотел бы следовать, а также возможность объединять различные религиозные подходы в личном поиске божественного или экспериментировать с ритуальной практикой и учениями различных религий с тем, чтобы определить свой личный путь. Так было не всегда. Эксклюзивность ведийской религии — яркий пример противоположного подхода. Да и в других религиях жестокое испытание способностей и характера перед инициацией и возможность отлучения ограничивали свободу доступа индивидуума к конкретной религиозной общине.

И все же существовали мощные факторы, способствующие развитию духа религиозной либеральности. Один из них — раннее признание и утверждение религиозного плюрализма, возникшее именно как реакция на эксклюзивность ведийской религии, что позже было вновь подтверждено и закреплено теорией кармы. Так, хотя «нечистые» шудры и исключались из ведийского ритуала жертвоприношения, но в ранних сутрах дваждырожденным предписывалось уважительное отношение к богам и храмам неведийского населения. По мере эволюции доктрины кармы все религии, кроме собственной, получили теологическое обоснование (raison d'être) — как низшие пути для людей с ущербной от рождения кармой и низким интеллектом. Существующий плюрализм оказал влияние и на раджадхарму, т.е. обязанности правителя, ответственного за благополучие всего своего народа. Правителю предписывалось защищать все религии на территории своего государства. Другими факторами, способствующими религиозной либеральности, были: постоянный приток чужеземцев в Северо-Западную Индию и их ассимиляция; миграция кшатриев внутри самой Индии, вызванная политическими переворотами в периоды внешних вторжений; миссионерская деятельность буддистов, джайнов, различных индусских общин, мусульман и христиан; миграция брахманов из Северной Индии на юг по приглашению местных князей и, в еще более широком масштабе, миграция брахманов из районов и территорий, контролируемых мусульманами, на территории, по-прежнему управлявшиеся индусскими раджами. Мусульманское и христианское правление над крупными районами Индии длилось приблизительно 740 лет (1206 - 1947), т.е. весьма длительное время, в течение которого индусы одновременно подвергались воздействию чужеземных религий и были вынуждены умалять значение противоречий между собой, объединяя усилия с тем, чтобы выжить.

Все эти факторы, в особенности последний, привели в своей совокупности к возникновению атмосферы религиозной либеральности, которая поистине достойна восхищения. Ни христианство, ни ислам не подвергались такому сильному воздействию как внутренних импульсов, так и внешнему давлению. Их упор на равенство людей и на исключительность религиозной истины оставлял мало места для возникновения атмосферы истинной терпимости. К сожалению, сегодня религиозные и идеологические конфронтации становятся все более опасными. Авраамическим религиям, а также доминирующим идеологиям Востока и Запада настало время научиться духовной либеральности у индуизма.

Автор: Г. фон Штитенкрон

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100